Анисимова Мария Вячеславовна
Мастер-класс для родителей «Дидактические игры с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактические игры с блоками Дьенеша на основе кодовых карточек для развития творческого мышления у детей 6-7 лет»
Провела: воспитатель Анисимова Мария Вячеславовна
Цель: Знакомство и обучение родителей с методами и вариантами игр с блоками Дьенеша для развития творческого мышления у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Познакомить родителей подготовительной группы с дидактическими играми блоков Дьенеша на основе кодовых карточек.
2. Показать и обучить родителей как играть в игры с блоками дома.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Дидактические игры с блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Закрепить партнерские взаимоотношения дети-родители-педагоги
Оборудование:
Проектор
Интерактивная доска
Презентация
Карточки
Ход мастер-класса
1. Вводная часть
Здравствуйте уважаемые родители сегодня я хотела бы поговорить с вами о блоках Дьенеша.
Готовя ребенка к школе, мы начинаем развивать все важные качества и умения ребенка, в том числе и математические. Но мы забываем о том что мало заставить ребенка все выучить и запомнить, самое главное чтобы ребенок понимал то что мы ему рассказываем, и был заинтересован в математике и понимал эту интереснейшую науку в процессе обучения.
В настоящие время это актуально, поскольку наш мир быстро меняется и стает современнее с каждой минутой, обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед нами становится актуальным поиск подходящих форм и методов работы с детьми.
В своей работе по развитию математического и творческого мышления я использую логические блоки Золтана Дьенеша - известного венгерского профессора, математика, специалиста в психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, развитие творческого мышления. Дети учатся догадываться, доказывать, воображать, мыслить креативно.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми вариантами игр с логическими блоками.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур они отличаются по 4 свойствам: цветом, формой, размером, толщиной. Прежде чем начать работу мы с вами узнаем свойства блоков и какими символами они обозначены в карточках. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
- Как вы думаете, что обозначают эти символы? Правильно, цвет блоков, их всего 3:красный, желтый, синий. Покажите блоки с этими цветами.
- Что обозначают эти символы? Верно форму, их всего 4: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Найдите пожалуйста блоки, имеющие эти формы.
- Следующие символы какое свойство обозначают? Правильно размер, блоки большие и маленькие. Покажите их.
- Какое свойство обозначают эти символы? Правильно, толщину.
Теперь, когда мы познакомились со свойствами блоков, скажите, какой блок закодирован в этой карточке? Покажите этот блок. Молодцы, вы теперь сможете раскодировать все блоки.
Как вы думаете, сложно ли детям кодировать и раскодировать блоки по карточкам?
Что развиваются у детей в ходе этого упражнения?
Важно ли, развивать у ребенка творческое мышление?
2. Практическая часть
Игра 1: «Давайте познакомимся»
Цель: Учить в выделении и назывании свойств блоков.
Родителям предлагается встать в круг, у каждого в руках свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить все свойства (толщину, величину, цвет, форму).
Вопрос к родителям: Какие знания, умения развиваются у детей в этой игре? – закрепление знаний о геометрических фигурах, закрепление сенсорных эталонов: цвета, размера блоков, толщина блоков, название геометрических фигур.
Игра 2 «Продолжи ряд»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
В этой игре дети также знакомятся с блоками и их свойствами, сейчас вам нужно продолжить цепочку из фигур, но так чтобы не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.).
Описание игры (вариант для детей): Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
Вопрос к родителям: Какие знания, умения развиваются у детей в этой игре? – закрепление знаний о геометрических фигурах, закрепление сенсорных эталонов: цвета, размера блоков, толщина блоков, название геометрических фигур.
Игра 3 «Рассели жильцов»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
У вас у каждого есть квартира или дом? А у наших фигур еще нет, давайте вместе с вами расселим нашли блоки по домам. Перед вами лежит четырех этажный дом, каждая квартира закодирована символами, чтобы заселить фигуры вам нужно раскодировать каждую квартиру, эту задание нужно выполнить в парах.
Описание игры (вариант для детей): Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т. д.
Вопрос к родителям: Какие знания, умения развиваются у детей в этой игре? – закрепление знаний о геометрических фигурах, закрепление работы с кодовыми карточками.
Игра 4 «Найди клад»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
А сейчас я хочу предложить вам сыграть в игру «Найди клад». Я спрячу монетку под любым блоком, а вам нужно будет найти ее с помощью наводящих вопросов. Например, монетка находится под синим блоком? (цвет, форма, толщина, фигура)
Описание (для детей): Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
Вопрос к родителям: Интересна ли это игра для вас? Можно ли играть в эту игру дома с детьми? Можно ли заменить блоки другими предметами?
Игра 5 «Что изменилось»
Цель: Совершенствовать знания о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Чтобы узнать блоки Дьенеша получше давайте сыграем еще в одну игру. Перед вами лежат фигуры, посмотрите на них пожалуйста и запомните. Сейчас вы закроете глаза и я уберу одну из фигур, вам нужно выложить карточки со свойствами фигуры которую я уберу.
Описание игры (вариант для детей): Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения и выложить карточки со свойствами фигуры которая исчезла.
Вопрос к родителям: Сложно ли было выполнить задание? Смогут ли дети все верно сделать? Какие качества у детей развивает эта игра?
Игра 6 «Выложи фигуры»
Цель: Совершенствовать знания о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать творческое мышление и воображение.
Чтобы отдохнуть и расслабится давайте выполним следующее задание. Сейчас я буду называть цвет и количество блоков, а вам нужно будет собрать какую -нибудь картинку. Например 5 желтых блоков (можно собрать солнышко, цветок, домик и т. д)
Описание игры (вариант для детей): Ребенку называют количество и цвета фигур, после этого ребенок должен придумать и построить из названных блоков фигуру. Для усложнения игры, можно использовать большее количество цветов и фигур, или использовать только два свойства, например, большие и тонкие фигуры.
Вопрос к родителям: Сложно ли было собрать фигуры? Что можно еще сделать из блоков? Интереснее ли было использовать различные цвета для построек фигур?
[b]Игра 7 «Найди фигуру»
Цель:[/b] Закреплять знания блоков Дьенеша с помощью кодовых карточек. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать речевую активность, быстроту мышления.
Уважаемые родители давайте проверим как хорошо вы запомнили блоки и их символы в кодовых карточка. Я покажу сейчас карточку с символом, а вам нужно показать блок с этим свойством.
Описание игры (вариант для детей): 1 вариант
Положите перед ребенком кодовую карточку и попросите ребенка найти фигуру с таким же свойством. Игра усложняется при добавлении карточек с символами (3-4 свойства).
2 вариант
Попросите ребенка найти все фигуры, которые не соответствуют символам изображенным на карточках, например: по цвету (размеру, форме, толщине).
Вопрос к родителям: Какие знания, умения развиваются у детей в этой игре? – закрепление знаний о геометрических фигурах, закрепление сенсорных эталонов: цвета, размера блоков, толщина блоков, название геометрических фигур.
Заключительная часть:
Уважаемые родители, сегодня на мастер-классе вы играли в различные игры с блоками.
Получили ли Вы полезную, интересную, актуальную для себя информацию? Какую?
Какие трудности вы испытали играя сегодня?
Как вы думаете, актуально ли играть в эти игры дома?
Будете ли вы играть со своим ребенком дома?
Уважаемые родители: стройте вместе с ребенком, играйте вместе с ребенком, в игре ребенок будет эффективнее обучаться и получать удовольствие от общения с вами.
Игры с блоками Дьенеша у детей вызывают интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями учится ребенок играя в подобные игры?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают математические знания.
С помощью методов Дьенеша на основе логических блоков дети постепенно готовятся решению сложных логических задач, развивает у ребенка интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
настольно-печатных играх (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками).
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любых режимных моментах. А так же можно усложнять игры для индивидуальной работы с одаренными детьми.
В завершении мастер-класса давайте узнаем полезный ли и интересный был мастер-класс для вас? Если вам понравилось соберите улыбку красного цвета из блоков, а если нет то из синих блоков. Спасибо что посетили наш мастер-класс, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.
(По окончанию мастер-класса родителям раздаются буклеты с информацией о блоках Дьенеша).