Васильева
Мастер-класс для родителей детей средней группы «Опыты, эксперименты из подручных материалов или чем занять ребёнка дома»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс
для родителей детей средней группы
по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «Опыты, эксперименты из подручных материалов, или,
чем занять ребёнка дома»
Цель мастер-класса : Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми.
Задачи:
- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни с подручными средствами.
Публикация «Мастер-класс для родителей детей средней группы „Опыты, эксперименты из подручных материалов или чем занять ребёнка дома“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Поделки из бросового материала
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.
- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.
- Формировать положительные эмоции.
Предварительная работа:
изготовление буклетов, подбор информации, подбор опытов, приготовление оборудования, схемы.
Участники: воспитатель средней группы, родители.
Форма проведения: мастер-класс
Теоретическая часть «Детское экспериментирование»
Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и пойму».
Что такое экспериментирование? Слово «эксперимент» происходит от греческого «экспериментум», что переводится как «опыт, проба».
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Стимулируется интеллектуальная активность и любознательность ребёнка. Отмечается положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения уровня двигательной активности.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающей средой и объектами живой и не живой природы.
Дети очень любят экспериментировать - это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.
На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т. д.)
На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд.
В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний.
Ребенок – прирожденный исследователь. В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы :
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Практическая часть «Показ опытов»
Воспитатель: с вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно провести дома с детьми.
Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.
1. «Радуга в молоке».
Оборудование: тарелки, молоко, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло.
Опыт : Налейте молоко в тарелку, добавьте несколько капель красителей. Потом возьмите ватную палочку, окуните в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
2. «Подводная лодка»
Оборудование: 2 стакана простой воды, сырое яйцо, 5 чайных ложек соли.
Опыт : Аккуратно поместите яйцо в первый стакан с водой. Что мы видим? (яйцо утонуло, лежит на дне стакана). Берем второй стакан с водой и ложкой добавляем в него соль. Хорошенько размешиваем, достаем яйцо из первого стакана и аккуратно опускаем яйцо в соленую воду. Что мы видим? (яйцо плавает)
Вывод: У соленой воды плотность больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности. В пресной воде яйцо утонуло, по тому что плотность воды меньше.
3. «Танцующие виноградинки»
Оборудование: стакан, газированный напиток, виноград.
Опыт : Налейте напиток в стакан, опустите в него несколько виноградинок. Что мы видим? (виноградинки постепенно поднимаются со дна стакана и вновь опускаются)
Объяснение: в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а виноградинки снова опускаются на дно.
4. «Опыт с мандаринами"
Как вы думаете, если мандарин бросить в емкость с водой, он утонет или нет? (ответы) Давайте проверим, опустите мандарин в воду. (мандарин не утонул) Как вы думаете, почему он не утонул? (предположения родителей) Давайте очистим мандарин и опять опустим в воду (очищенный мандарин утонул).
Объяснение: кожура мандарина неровная, шершавая, пористая, эти поры заполнены воздухом. Этот воздух удерживает мандарин на поверхности воды.
5. «Искусственный снег»
Оборудование: 1 пластиковый стакан,1 детский памперс, вода, ножницы.
Опыт : берем чистый детский памперс разрезаем его и вынимаем его содержимое. В нем находится вещество, которое называется полиакрилат натрия, рвём его на маленькие кусочки. Кладём кусочки в пластиковый стакан и заливаем маленькими порциями водой, пока кусочки этого вещества не станут похожи на снег.
Можно развести разноцветную воду, тогда снег получится цветной.
Объяснение: всё дело в том, что в современные подгузники наполнены не ватой, а особым абсорбентом –полиакрилатом натрия. Абсорбент –это любое вещество способное поглощать воду или другие вещества в 30 раз больше своей массы. При добавлении воды волокна полиакрилата набухают и визуально становятся похожи на кристаллы снега.
6. «Дождевые облака»
Оборудование: 1 стакан с водой (2/3воды, баллончик пены для бритья, пищевой краситель или акварель синего, пипетка.
Опыт : Наливаем в стакан воды 2/3 части и сверху выдавливаем пену. Нужно подождать, чтобы пена осела. В пищевой краситель добавить немного воды набрать в пипетку, выдавить на пену. Объяснение: При помощи этого эксперимента можно объяснить ребёнку механизм образования дождя в облаках. Вода с красителем медленно протекает через пену и создаёт эффект «дождика», протекающего через облака.
7. «Водяной ёжик» Оборудование: пакет с застёжкой зиплок, вода, остро поточенные карандаши. Опыт : Простой полиэтиленовый пакет наполняем водой из крана и завязываем его. Полиэтиленовый пакет, наполненный водой, осторожно протыкаем насквозь цветными карандашами. Вывод: Пакет сделан из полиэтилена. Полиэтилен очень пластичный материал. Когда мы протыкаем полиэтиленовый пакет остро заточенными цветными карандашами, полиэтилен легко растягивается и как – бы обтягивает карандаш, не давая воде вытекать через образовавшееся отверстие.
8. «Распускающиеся цветы» Оборудование: тарелка с водой, цветы, вырезанные из цветной бумаги, карандаш. Опыт : Из бумаги вырезаем цветы, загибаем лепестки карандашом внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой. Вывод: Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветы распускаются.
9. «Фиолетовое молоко» Оборудование: стакан с водой, крахмал, ложка, йод, пипетка. Опыт : в стакан наливаем воду и кладём 1 ложку картофельного крахмала. Вода становится белого цвета похожая на «молоко». Набираем в пипетку несколько капель йода и выливаем в стакан. Жидкость моментально окрашивается в фиолетовый цвет. Объяснение: в результате взаимодействия йода с крахмалом вещество содержащее крахмал окрашивается в синий цвет.
10. «Радуга в тарелке»
Оборудование: плоская тарелка, вода горячая, конфеты «скитлс».
Опыт : положите конфетки по кругу и налейте в центр немного воды. Ждите радугу!
Объяснение: оболочка конфет в воде тает и смешивается.
Заключительная часть
Подведение итогов мастер - класса, родители делятся впечатлениями, воспитатель раздает буклеты «Нескучные эксперименты дома».
Воспитатель: Уважаемые родители, вы наглядно убедились, что опыты – это совсем не сложно, что все это и многое другое вы можете проделать дома вместе с детьми. Станьте для ребенка волшебником. Экспериментируйте вместе с детьми!