ирина губинская
Мастер-класс «Удар и музыка звучит» для родителей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Удар и музыка звучит"
i][/i]
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.
Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.
Публикация «Мастер-класс „Удар и музыка звучит“ для родителей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи, таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895- 1982гг.) Впоследствии речевые упражнения стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие задачи:
Развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.
Улучшать дикцию детей.
Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
Укреплять голосовой аппарат.
Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов".
Звучащие жесты – это : хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами.
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей.
Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими.
Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим.
Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным.
Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.
Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя.
Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко.
Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед.
Вся наша жизнь – это ритм. Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства. Они широко используются в методике музыкального воспитания и получили общее название «звучащих жестов». С чего начать? С самых маленьких и простеньких упражнений.
Игра-приветствие «Здравствуйте» Здравствуйте, ручки! Здравствуйте! (хлопают)
Здравствуйте, ножки! Здравствуйте! (топают)
Здравствуйте, коленочки! Здравствуйте! (шлепают по коленям)
«Лесенка» Музыка Е. Тиличеевой.
Вот иду я вверх (Пальчики «шагают» по коленям, шлепок)
Вот иду я вниз. (Притопы ногами, хлопок)
«Тюшки-тютюшки» Т. Э. Тютюнникова
Тюшки – Тютюшки сделаем хлопушки: хлоп…
Тюшки – Тютюшки хлопушки, топотушки: хлоп – хлоп – хлоп, топ- топ- топ- топ- топ.
Тюшки – Тютюшки хлопушки и щелкушки: хлоп – хлоп – хлоп, щёлк - щёлк – щёлк.
Тюшки – Тютюшки хлопушки и борчушки: хлоп – хлоп –хлоп, бр – р-р-р-р.
Тюшки – Тютюшки хлопушки и шлепушки: хлоп – хлоп – хлоп, шлёп – шлёп – шлёп.
Тюшки –Тютюшки хлопушки, цокотушки: хлоп – хлоп – хлоп, цок, цок, цок.
Тюшки –Тютюшки хлопушки, колотушки: хлоп – хлоп – хлоп, (постучали кулачками).
«Послушай и повтори» - игра на развитие ритмического слуха. Эта игра проводиться за столом.
«Веселые колпачки» - игра на развитие ритмического слуха.
Для игры берем 2 колпачка от лака или от шампуня, или две пробочки от пластиковой бутылки. Ребенок придумывает ритмический рисунок, простукивает его колпачками, взрослый должен повторить хлопками в ладоши.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Чувство ритма необходимо развивать. Чем больше двигательная активность, тем лучше речь, чем ритмичнее речь, тем эффективнее обучение письму, чтению и запоминанию стихотворений в школьной жизни.
Чем старше ребенок, тем сложнее добиться успеха в развитии ритмического чувства.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов, детей и родителей.
Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.
Все то, что получит ребенок в дошкольном детстве, является фундаментом для его дальнейшего успешного обучения в школе.