Касимова Татьяна
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и родителей в младшей логопедической группе «Внимательные ушки»
▼ Скачать +Заказ
Конспект совместной деятельности учителя – логопеда и родителей в младшей логопедической группе
«Внимательные ушки»
(Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у детей.)
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития слухового внимания у младших дошкольников, имеющих нарушения речи.
Задачи: познакомить с понятиями «слуховое внимание, слуховое восприятие»;
дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей слухового внимания, восприятия. Организовать в домашних условиях образовательный процесс в игровой форме. Провести интересно семейный досуг. ;
организовать практическую деятельность родителей в ходе мастер-класса.
Ход мастер – класса:
Логопед: Предлагаю вам сыграть в игру «Внимательные ушки»
Логопед называет движения, выполняют названные движения только тогда, когда услышат ключевое слово "ПОЖАЛУЙСТА".
- Пожалуйста, поднимите руки вверх.
- Руки вниз.
- Пожалуйста, руки в стороны.
- Руки вперёд.
- Присядьте.
- Пожалуйста, покружитесь.
- Пожалуйста, похлопайте в ладоши.
- Сделайте наклоны вправо и влево.
- Присядьте.
- Пожалуйста, поставьте руки на пояс.
- Пожалуйста, опустите руки вниз.
Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи, понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни и лучше всего всё это развивать в игре. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей.
Что такое слуховое восприятие? Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе, громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков - неречевых, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.
Развитие неречевого слуха. Неречевой (физический) слух - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира, кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука. С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков. Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) - важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков следует соблюдать следующую последовательность:
-звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
-звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д. ;
-звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п. ;
-транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;
-звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки; -звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Нельзя пропускать данный этап – развитие слухового внимания в развитии речи детей.
А теперь, я предлагаю вам немного поиграть.
«Игра «Угадай, на чем играю?»
Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда взрослый убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
«Угадай, кто кричит»
Взрослый показывает ребёнку картинку или игрушку (кошку, собаку, лошадь, корову) и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придёт в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подаёт голос, подражая одному из животных. Ребёнок угадывает, кто это. Игру повторять 5-6 раз. (можно использовать аудиозаписи)
«Угадай, кто сказал»
Картинки (игрушки) из сказки «Три медведя». Ребёнка знакомят со сказкой предварительно. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку (игрушку). Можно нарушать последовательность высказываний.
«Звуки дома»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода. (звуки и картинки)
«О чём говорит комната»
Определение звука в быту: звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио….
«Постучим, погремим!»
Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Оборудование: различные предметы - бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.
Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет - источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате - манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
Шумящие коробочки (мешочки)»
Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
«Солнце или дождик?» (большие и маленькие ножки)
При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.
Взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно бегать, играть, а я буду весело звенеть бубном. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Игра проводится несколько раз, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
«Барабанщик»
Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой (хлопки, карандашом, например, такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно;
- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок хлопками, ногами, палочкой, карандашом;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.
"Громкие подсказки"
Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.
«Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Итог: Использование предложенных игр позволит ребёнку обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое внимание, слуховое восприятие, слуховую память, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей раннего возраста.
В момент загадывания и отгадывания звуковых загадок должна быть полная тишина, чтобы отделить загаданный звук от других звуковых впечатлений. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.