Елена Пантюхова
Мастер-класс для родителей «Обучение детей звуковому анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса для родителей
Тема: «Обучение детей звуковому анализу слов»
Цель: Научить родителей применять данные методы и приёмы работы с ребёнком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Задачи:
Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
Воспитывать мотивацию к занятиям с ребёнком.
Содержание:
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Актуальность проведения мастер-класса.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Итог.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, круги на всех родителей (красные, синие, зелёные, фломастеры, памятки.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер-класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешное обучение ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счёта. Важен не столько объём знаний, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать, воспринимать задание и способы его выполнения, развития самоконтроля.
Проведение данного «мастер-класса» необходимо для того, чтобы Вы максимально правильно смогли помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Обучение детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
Фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
Определение количества звуков в слове;
Определение места звука в слове.
На первом этапе проводится работа по делению слова на части (слоги). Дети определяют количество слогов через хлопки (шаги, приседание).
На следующем этапе учим детей слышать звуки.
Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы – мы пишем и читаем.
А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласными и согласными).
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).
Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы.
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы, Ю, Я, Ё, Е.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Попробуйте произнести звуки - М, З, Р.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р.
Глухие звуки: К П С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Чтобы определить твёрдость – мягкость обратите внимание на губы: при произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении твёрдого согласного звука мы как будто сердимся.
Всегда твёрдые согласные: Ж Ш Ц.
Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.
- А сейчас для закрепления давайте с вами поиграем.
Игра «Покажи картинку». Я буду называть звуки, а вы отбирать соответствующую картинку в названии которой есть этот звук.
Игра «Светофорчик». Я буду называть звук, а вы поднимите соответствующий по цвету кружок. (Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий кружок, если мягкий – зелёный, гласный - красный)
Следующий этап – это, знакомство детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Предлагается картинка похожая на букву и начинается на данный звук (с – сыр, т – труба). Запоминание образа буквы можно организовать по-разному: выложить печатную букву из счётных палочек, пластилина, пуговиц, шнурка.
На следующем этапе ребёнок составляет предложение. Составляется схема предложения (чёрточки, называется количество слов в предложении, какое слово первое, второе…
- Как же проводить звуковой анализ слова? Давайте рассмотрим звуковой анализ слова МУХА.
- Сколько слогов в слове МУХА? (Два слога МУ-ХА, прохлопываем)
- Какой первый звук в слове МУХА? (Первый звук М)
- Каким цветом на схеме обозначим звук М? (Синим)
- Какой второй звук в слове МУХА? (Второй звук У)
- Звук У какой? (Гласный)
- Каким цветом на схеме обозначим звук У? (Красным)
- Какой третий звук в слове МУХА? (Третий звук Х)
- Звук Х какой? (Согласный, глухой, твёрдый).
- Каким цветом на схеме обозначим звук Х? (Синим)
- Какой четвёртый звук? (Звук А)
- Звук А какой? (Гласный)
- Каким цветом на схеме обозначим звук А? (Красным)
- Сколько гласных звуков в слове? (Два)
- Сколько согласных звуков? (Два)
-Теперь придумайте предложение со словом МУХА, и постройте схему с помощью чёрточек.
- У кого какие вопросы, дорогие родители?
Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения.
В заключении для подсказки вам предлагаются памятки «Путешествие по стране звуков и слов».