Светлана Пархоменко
Мастер-класс для педагогов «От простого к сложному»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов
Тема:«От простого к сложному»
Цель:
- повышение профессиональной компетентности педагогов через
использование инновационных игровых технологий при организации работыс детьми;
- знакомство с кругами Эйлера и их применением в работе с детьми старшего
дошкольного возраста.
Оборудование: мультимедийное оборудование, обручи, листы бумаги,
игровые задания.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „От простого к сложному“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Ход мастер-класса
I. Представление мульмедийной презентации
Воспитатель представляет «круги Эйлера» и даёт им определение.
Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности детей, в различных образовательных областях "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребёнок запоминает, развивается речь, память и мышление.
Построение и использование наглядных моделей способствует
развитию умственных способностей дошкольников. С помощью кругов
Эйлера ребёнок учится строить модели, отражающие обобщённые,
существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.
Последовательность работы по обучению разделения на множества и
подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением :
1 этап - объяснение понятий «положить в круг, обруч»,«положить предмет вне обруча, круга»;
2 этап - распределение предметов на 2 обруча (два множества объектов, где каждое из множеств, сформировано по какому-либо признаку);
- этап - детям предлагаются задачи на использование пересекающихся кругов.
II. Практическая работа: показ и выполнение вариантов заданий с
использованием кругов Эйлера
Воспитатель предлагает участникам мастер – класса следующие задания.
1. Ориентировка в пространстве
1 задание с обручами:
- положите жёлтый кубик так, чтобы он был внутри жёлтого, но снаружи от красного и зелёного;
- положите красный кубик так чтобы он был внутри красного, но снаружи от жёлтого и зелёного;
- положите зелёный кубик так, чтобы он был внутри зелёного, но снаружи от красного и жёлтого.
2 задание на листе бумаги:
- положите красный кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного и жёлтого, но снаружи от зелёного круга;
- положите жёлтый кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного и жёлтого и зелёного круга;
-положите красный кубик так, чтобы он был одновременно снаружи от
красного и жёлтого и зелёного круга;
3 задание (усложнённый вариант) :
На ковре 2 пересекающихся обруча. В первый нужно положить все фигуры красного цвета, во второй - все фигуры круглой формы.
Вопрос : Какие фигуры нужно положить на пересечение между обручами? (Все круги красного цвета)
Круги Эйлера можно использовать в процессе обучения связной описательной речи. Овладение приёмом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммы) выкладывают в свой обруч по каждой подгруппе. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяют одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
2. Сравнительное описание кошки и собаки
1 этап - выделяем сходные признаки
Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их
кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих
животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы. Кошка и собака
приносят пользу человеку.
2 этап – выделяем различия
У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного цвета, а
собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить
молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Собака охраняет дом, а кошка
ловит мышей.
3 этап – составление описательного рассказа с использованием кругов Эйлера
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-
заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит?
• за что нравится (не нравится?
III. Рефлексия
Воспитатель предлагает игру «Прилагательные».
Каждый из присутствующих должен подобрать прилагательное, которое охарактеризует проведённый мастер-класс.
Вывод: используя в работе данный метод, мы решаем такие задачи, которые требуют от детей умения находить объекты, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками. И именно с помощью кругов Эйлера решаем речевые и логические задачи, которые необходимы ребёнку при подготовке к школе.
Мастер раздаёт памятки с алгоритмом использования кругов Эйлера в работе с детьми дошкольного возраста.