Наталья
Конспект мастер-класса для педагогов по теме «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема "Нетрадиционные техники рисования"
1. Рисование с использованием нетрадиционной техники- это рисование, направленное на умение отходить от стандарта. необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово нельзя, можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
2. Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;
дает возможность экспериментировать;
развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие;
способствует развитию зрительно-моторной координации;
не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;
развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.
3. Нетрадиционные способы изображения в рисовании
-рисование крупами
-рисунок своими руками /рисование пальцами и ладошками/
-рисование по сырому
-рисование штампом, тычковое рисование, оттиск
-граттаж
-рисование расческой, зубной щеткой
-ниткография
-монотипия
-рисунок капустным листом
-игры с кляксами / кляксография/
4. Рисование пальчиками
и ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (палец)или окрашивает с помощью кисточки (с двух лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
5. Оттиск печатками
Возраст: от трех лет.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
6. Оттиск смятой бумагой
Возраст: от четырех лет.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
7. Отпечатки листьев
Возраст: от пяти лет.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
8. Тычок жесткой
полусухой кистью
Возраст: любой.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
9. Тампонирование ватными палочками, карандашом.
Возраст: от 2 лет.
Способ получения изображения: ребенок прижимает ватную палочку или карандаш к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
10. Восковые мелки
(свеча) + акварель
Возраст: от четырех лет.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
11. Монотипия предметная
Возраст: от пяти лет.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
12. Монотипия пейзажная
Возраст: от 6 лет
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Рекомендации педагогам
используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.
Практическое занятие.
1. Оттиск смятой бумагой.
· Предлагаю попробовать нарисовать цветущую веточку картоном и бумагой. Приготовим гуашевую краску коричневую, розовую, белую, немного желтой. Для удобства использования наливаем ее в какие-нибудь ненужные плоскости, крышечки, тарелочки. краски наливать немного на самое донышко. Инструменты рисования у нас – прямоугольники картона разных размеров и любые листочки ненужной бумаги. И еще нам понадобится бумага для фона.
· Рисуем ветку. Выбираем самый большой кусочек картона, складываем его пополам, линию сгиба слегка приминаем, но не проглаживаем, как, например, в оригами. Опускаем ребром в краску и делаем отпечаток на листе. Обращать внимание детей, что сильно прижимать не надо, дотронулись и подняли.
· После того как основная линия нарисована, рисуем боковые веточки, по необходимости окуная картон в краску. Берем кусочек поменьше, складываем пополам и добавляем маленькие веточки.
· Рисуем цветочки. Для этого надо скомкать бумагу в комочек, формируем нечто похожее на тампончик, и щедро чпокаем по нашей веточке розовой краской.
· Пока не высохло прямо сверху добавляем белого цвета.
· И ватными палочками – немного желтого, серединки- тычинки.
2. Рисование капустными листьями
Сначала покрыть более рельефную сторону капустного листа. Окрашенные листья приложили на бумагу и хорошенько прижали.
3. Рисование с помощью пластиковой бутылки.
· Для рисования нам нужна пластиковая бутылка, крышки для разведения краски, вода и гуашь.
· Наливаем в крышечку немного воды, добавляем туда гуашь и тщательно размешиваем.
· Для рисования нам достаточно окунуть донышко бутылки в краску и отпечатывать его на лист бумаги.
Самостоятельная деятельность педагогов.
Вывод
Каждая из этих техник –это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованней, смелее, непосредственней, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.