Ирина Богданова
Мастер-класс для педагогов «Системный оператор ТРИЗ «Защитники Отечества»
▼ Скачать
Задачи:
1. Расширять представления слушателей о средствах и способах приобщения дошкольников к национальной культуре в условиях ФГОС на материале элементов истории российской армии на примере темы «Защитники Отечества».
2. Формировать ценностную позицию слушателей о необходимости приобщения дошкольников к элементам истории российской армии как важной составляющей патриотического воспитания.
3. Обеспечивать условия для развития способностей слушателей к использованию различных приемов становления культурологической компетентности дошкольников на основе технологии ТРИЗ.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Системный оператор ТРИЗ „Защитники Отечества“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конструирование, поделки к 23 февраля
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Для проведения данного мастер-класса необходимо подготовить следующий материал: презентация для слушателей, персонаж будущего воина-мальчика Виктора - суворовца, игрушки: меч, пушка, танк и фигурки солдат разных эпох (см. Приложение № 1)
Демонстрационный материал: системный оператор ТРИЗ (волшебные экраны,
9 карточек с изображениями для системного оператора (см. Приложение № 2)
Раздаточный материал: системный оператор на каждого участника на формате А-4 и набор из 9-ти карточек, клей карандаш по количеству участников.
Ход мастер-класса:
I часть:
Слайд № 1: Ведущий: (показывает презентацию) уважаемые педагоги я сегодня проведу для вас мастер-класс по теме «Системный оператор ТРИЗ «Защитники Отечества».
Наше учреждение реализует образовательную программу вариативная часть которой написана на основе авторской программы Н. Б. Кутьиной «Ребенок XXI века. Воспитание культурой»
Содержание авторской программы направлено на приобщение дошкольников к русской и мировой культуре. Особое внимание уделяется теме «Защитники Отечества».
Одной из задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития его уникальных способностей и его творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. В связи с этим мы используем в работе различные технологии, в том числе и технологию ТРИЗ.
Слайд № 2: Напомню, что ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Средством решения их, наряду с другими, является системный оператор. Он великолепный помощник при проблемном обучении, т. к. помогает связать отдельные части в целое, развивать и логическое мышление, и воображение, формировать целостное видение той или иной системы, предмета, явления, и, в конечном итоге – мира.
Системный оператор строится как «волшебные экраны», текст в которых основан на детском стихотворении Марата Гафитулина, мастера ТРИЗ, кандидата педагогических наук.
Слайд № 3: Выглядит системный оператор следующим образом:
(см. Приложение №3)
«Если мы рассмотрим что-то,
Это что -то для чего-то.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то часть чего-то.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то из чего-то.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то было чем- то.
Если мы рассмотрим что-то,
Чем-то будет это что -то.
Что-то ты сейчас возьми
На экране рассмотри».
Давайте рассмотрим его работу на примере знакомства детей с темой «Защитниками Отечества» в разные исторические эпохи русской культуры.
Слайд№ 4: прежде чем приступить к реализации технологии ТРИЗ по данной теме была поставлена следующая цель:
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с военными представителями российской армии в разные исторические эпохи (богатыри, воины 1812 года и солдаты ВОВ).
Слайд№ 5: определены задачи:
Образовательная:
Систематизировать и закреплять представления детей о воинах исторических эпох с помощью системного оператора ТРИЗ.
Развивающая:
Развивать логическое мышление, память, поисковую активность и творчество. Стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения.
Воспитательная:
Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
Слайд№ 6: Прежде чем использовать эту технологию в работе, необходимо провести с детьми предварительную работу: создание тематического уголка «История нашей армии», проведение бесед о богатырях, воинах 1812 и солдатах ВОВ.
Слайд№ 7: внесение дидактических, настольных, развивающих и электронных игр.
Слайд№ 8: Занятие «Образ богатыря-защитника нашей Родины».
Слайд№ 9: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций
Слайд№ 10: экскурсия в Эрмитаж «Галерея 1812 года»
Слайд№ 11: создание альбома «Военная история моей семьи»
Слайд№ 12: отражение впечатление через изодеятельность.
Ведущий: Сейчас мы с вами и познакомимся с работой системного оператора.
Предложить слушателям подойти к отдельно стоящему столу с демонстрационным материалом и практически поработать с ним. (Приложение № 4).
Ведущий: Для создания игровой ситуации можно использовать персонаж, в данном случае к нам приходит Виктор (плоскостное изображение мальчика -суворовца) и приносит игрушечные меч, пушку, танк и фигурки солдат разных эпох. Просит помочь ему подобрать оружие для солдат определённой эпохи нужное для защиты Отечества. Педагог предлагает детям помочь Виктору разобраться в этом вопросе с помощью волшебных экранов и проверить правильно ли они выполнили его просьбу.
Ведущий предлагает слушателям: давайте на машине времени отправимся во времена 1812 года и тогда, для нас это будет «настоящим» временем и расположим картинку с изображением солдат 1812 года на центральный экран (см. Приложение № 4).
Ведущий: при реализации технологии ТРИЗ используется следующая последовательность вопросов:
1. Как вы думаете, с помощью какого оружия защищали Отечество солдаты 1812?
(Они защищали Отечество с помощью холодного и огнестрельного оружия).
Ведущий предлагает слушателям выбрать и положить картинку с оружием на экран под изображением солдат 1812 года (подсистемой)
2. Как вы думаете, частью чего являются солдаты 1812 года?
(Частью Отечества (России).
3. Какой был главный город в те времена?
(Главным городом была Москва).
4. Какое важное событие было связано с Москвой в войне 1812 года? (Важным событием была сдача города Москвы армии Наполеона).
Ведущий предлагает положить картинку с изображением Москвы на экран
над солдатами 1812 года (надсистемой).
5. Как вы думаете, как называли солдат 1812 года в прошлом?
(Богатырями, защитниками Древней Руси).
Ведущий предлагает положить картинку на экран с изображением богатыря слева от солдат 1812 года, где прошлое.
6. Кем солдаты 1812 года будут в будущем?
(Солдатами Великой Отечественной войны).
Ведущий предлагает положить картинку с изображением солдат ВОВ справа от солдат 1812 года, где будущее.
Важно обратить внимание, что картинки на экранах расположились так называемым «крестом». См. Приложение № 4
Ведущий: Теперь обратим внимание на прошлое подсистемы.
7. С помощью какого оружия богатыри защищали Отечество?
(Богатыри защищали Отечество с помощью холодного оружия
(меча, щита, стрел и лука, палицы, копья и верного друга-коня).
Ведущий предлагает положить картинку с изображением оружия богатыря
на экран под ним (прошлое подсистемы).
Ведущий: Наконец, будущее подсистемы.
8. С помощью какого оружия солдаты ВОВ защищали Отечество?
(Солдаты ВОВ в основном использовали огнестрельное оружие-винтовка Мосина и пистолет-пулемёт Шпагина ППШ, артиллерийская установка «Катюша», появились самолёты и военный транспорт).
Ведущий предлагает положить картинку с изображением оружия
солдат ВОВ под ними (будущее подсистемы)
Ведущий: Теперь идет работа с прошлым надсистемы.
9. Как вы думаете, частью чего являлись богатыри?
(Частью Отечества (России).
10. Какой был главный город в те времена? Какой город был столицей России?
(Столицей России был Новгород).
Ведущий предлагает положить картинку с изображением на экран над богатырями (прошлое надсистемы)
Далее рассматриваем будущее надсистемы.
11. Во времена ВОВ очень много городов стало героями. Какой город защитили и освободили солдаты от вражеской блокады?
(Ленинград).
Ведущий предлагает положить картинку с изображением города Ленинграда
на экран над солдатами ВОВ (будущее надсистемы).
Таким образом слушатели заполняют весь экран.
II часть: предложить слушателям занять свои места и выполнить
задание с раздаточным материалом. Работа с раздаточным материалом. Приложение №5
Ведущий: после того как экран заполнен, необходимо каждому ребёнку заполнить свой экран, в ходе которой педагог проводит индивидуальную работу. Предлагаю вам создать свои волшебные экраны.
Возьмите, пожалуйста, картинки, разложите их по экранам и наклейте.
Во время исполнения задания педагог проводит индивидуальную работу
со слушателями по необходимости.
Ведущий от лица игрового персонажа Виктора благодарит слушателей за то, что они помогли ему подобрать оружие к игрушечным солдатикам и многое узнать о российской армии.
Ведущий: Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что наша армия всегда только защищала свою страну и всегда одерживала победу во все времена и в Великой Отечественной войне.
III часть: Обсуждение результатов. Ведущий предлагает слушателям заполнить анкету см. Приложение № 6
Приложение № 6:
АНКЕТА УЧАСТНИКА МАСТЕР-КЛАССА
по ТЕМЕ: «Системный оператор ТРИЗ «Защитники Отечества».
Уважаемые коллеги!
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся организации и результативности нашего мастер-класса. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования последующих мастер-классов.
С технологией ТРИЗ
• я хорошо знакома
• я не знала о ней
• я знала о ней, но не использовала в работе
материал мастер класса
• актуален
• скорее актуален, чем нет
• не актуальна
Материалы мастер-класса для реализации
• доступны
• частично доступны
• недоступны
Я узнала, для себя нового:___
___
Мне не понравилось: ___
___
Меня больше всего поразило:___
___
Буду использовать в своей работе:___
___
Ваши пожелания коллегам, которые подготовили и провели данный мастер-класс___
___
В заключение опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:
Район СПб и вид ОУ___
Возраст___
Должность___
Благодарим Вас за участие в опросе!