Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Наталья Литвинова
Мастер-класс для педагогов «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Распространение опыта по проблеме приобщения дошкольников к ЗОЖ через русские народные подвижные игры с учётом принципов ФГОС ДО.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни“» размещена в разделах

Материалы: мячик больших размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игр.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящён русским народным подвижным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

- Скажите громко и хором, друзья,

- Деток вы любите? (Нет или да)

- Пришли вы учиться, иль сил совсем нет? (Да)

- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

- Последний вопрос, ответьте, друзья активными будете? (Нет или да)

Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры?

На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Тема нашего мастер-класса «Русская народная подвижная игра - как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.

Давным – давно на горе Олимп жили - были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали думать: каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».

А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека! Пусть он его поищет».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей.

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)

А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

Уважаемые коллеги!

Я хочу обратиться к истории русских народных игр.

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.

Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.

В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка таких качеств как: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки.

Народные подвижные игры включают в себя образовательные задачи :

-совершенствование техники выполнения движений,

-формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,

-целенаправленное развитие физических качеств,

-развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,

-поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.

В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.

Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок, динамических минутах, а также на занятиях физической культурой.

Русские народные подвижные игры условно, их можно поделить на четыре раздела:

1. Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью. Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех.

2. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

3. Игры, отражающие «быт русского народа». Это народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

4. Игры сверстников прошлых столетий. С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий.

Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы :

1. Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Гуси", " Растеряхи", " Родничок, "Достань камешек", "Перетяни за черту",, "Цепи кованы", "Перетягивание каната",, "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты)

2. Русские народные подвижные игры, отражающие отношение человека к природе ("Аисты и лягушки", " Пчелы. ", " Жаворонок. ", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Ящерица", "Оса" и их различные варианты.)

3. Русские народные подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. "Огородник", " Капуста. ", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка","Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.)

4. Русские народные подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки. ", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Пятнашки", "Платочек-летуночек,"Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда",, "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.)

(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам)

А пока участники выполняют задание, хочу раскрыть значение слова, «Чур, меня!», которое мы произносим в играх.

У наших предков - язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.

Также Чур охранял человека и всё его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур, меня!", то есть попросить: «Чур, побереги меня!» Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур, тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедельник сутра приговаривать «Чур, мне», «Чур, меня», «Чур, моё» - то в семье будет лад и достаток.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием, и готовы рассказать какие игры вы отобрали.

(Участники – мастер- класса объясняют выполнение своего задания)

Появляется Сударушка с детками, в руках у нее сундучок.

Сударушка: Здравствуйте, друзья.

Мы в гости к вам пришли,

И с собою принесли:

Лучик солнца золотой,

В поле цветик голубой,

Песню звонкую ручья,

В роще – трели соловья. (Звучат звуки природы в записи)

Ведущая: Здравствуй, Сударушка, здравствуйте, ребята.

А что это за сундучок у тебя интересный?

Сударушка: Сундучок наш – не простой, сундучок наш – озорной. В нем игры да забавы для красных девиц и молодцев.

Ведущая: Как замечательно! А мы сегодня именно по этому поводу и собрались.

Сударушка: Собирайся народ,

Кто в салки играть идёт?

Когда наберется достаточное количество, то произносим:

Тай-тай, налетай

Никого не принимай!

А поможет нам в наших играх сундучок. Мы будем вытаскивать по одному предмету и вспоминать, какую игру можно с ним поиграть.

(ленточка, шаль, колокольчик, ложки)

Сударушка: первый предмет, с которым мы поиграем – это ленточка.

Какую игру мы знаем с этим предметом?

Дети: «Вышла Маша поиграть»

Сударушка: Давайте поиграем. Становитесь в хоровод. Я первая покажу, а потом вы.

Речевка:

Вышла Маша погулять,

Стала друга выбирать,

Стала друга выбирать,

Кому ленточку отдать.

Покланись, покланись,

Да за ленточку возмись,

1,2,3 – ну-ка ленточку возьми.

(дети бегут по кругу, кто первый возьмет ленточку, то становится водящим)

Сударушка: Какие все молодцы. А сундучок предлагает нам другой предмет. Шаль. Какую игру мы знаем?

Дети: «Платочек»

Дети разбиваются на команды по 4 человека, выбирают платочки, становятся вокруг них. Водят хоровод и говорят слова:

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

После этих слов все команды образуют большой круг в центре и под музыку водят хоровод. Как только услышат колокольчик, все занимают свои места у своих платочков и должны поднять вверх. Побеждает команда, которая первая справилась.

Сударушка: Какие вы ловкие! Давайте еще посмотрим, что в сундучке. Да это же колокольчик! Какую игру мы знаем с колокольчиком?

Дети: «Чурилка»

Сударушка: Давайте выберем «чурилку» и «звонаря» с помощью считалки.

Считалка: Ёжик, ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать –

Нам Чурилку выбирать.

После выбора «чурилке» завязывают глаза, а «звонарь» берет колокольчик и становятся в круг. Дети водят вокруг них хоровод со словами:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов «звонарь» начинает звонить и ходить в круге, а «чурилка» старается его поймать. Как только «чурилка» поймает «звонаря», их меняют другие игроки.

Сударушка: Как весело мы поиграли! Ну а в сундучке еще один предмет – это…. Ложки! Скажите ребята, что можно делать с ложками?

Дети: есть ими, играть на них.

Сударушка: а мы сегодня с ними поиграем.

Проводится игра по типу «Бездомный заяц»

Сударушка: Спасибо, вам ребята! Вы так замечательно сегодня играли. Мы приготовили для вас угощение.

(Дети возвращаются в группу.)

Известно, что ни одну задачу ДОУ нельзя успешно решить без тесного сотрудничества с родителями. Мы знаем, что здоровье ребёнка зависит не только от социально-экологической обстановки, но и от образа жизни семьи, уровня образования, компетентности и заинтересованности родителей по данной проблеме.

Благодаря знакомству с русскими народными играми, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Предлагаю вам заключительную игру, в которой нужно просто добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игры нам разные … показали.

Новых много мы (узнали).

Русские народные

Игры хороводные.

Не хотим мы забывать.

Будем чаще в них (играть).

Большое спасибо за внимание!

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизниФотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизни Фото отчет о праздничном мероприятии, посвященного здоровому образу жизни. Шелехина Нина Сергеевна. В городе Орехово – Зуево Московской.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в подготовительной группе детского сада Дидактическая игра «Самое дорогое на свете» Цель: учить детей любить себя и свой организм. Оборудование: коробочка, зеркало. Ход игры Воспитатель:.

Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни в старшей группе детского сада Дидактическая игра «Полезная пища» Игровая задача: правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня» Людмила Липкина Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня!» Цель: показать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 16:06
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Литвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД