Наталья Литвинова
Мастер-класс для педагогов «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Распространение опыта по проблеме приобщения дошкольников к ЗОЖ через русские народные подвижные игры с учётом принципов ФГОС ДО.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.
2. Закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
Материалы: мячик больших размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игр.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящён русским народным подвижным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.
- Скажите громко и хором, друзья,
- Деток вы любите? (Нет или да)
- Пришли вы учиться, иль сил совсем нет? (Да)
- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
- Последний вопрос, ответьте, друзья активными будете? (Нет или да)
Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры?
На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Тема нашего мастер-класса «Русская народная подвижная игра - как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.»
И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.
Давным – давно на горе Олимп жили - были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека! Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)
А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)
Уважаемые коллеги!
Я хочу обратиться к истории русских народных игр.
Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.
Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.
В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка таких качеств как: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки.
Народные подвижные игры включают в себя образовательные задачи :
-совершенствование техники выполнения движений,
-формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,
-целенаправленное развитие физических качеств,
-развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,
-поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.
В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок, динамических минутах, а также на занятиях физической культурой.
Русские народные подвижные игры условно, их можно поделить на четыре раздела:
1. Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью. Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех.
2. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
3. Игры, отражающие «быт русского народа». Это народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.
4. Игры сверстников прошлых столетий. С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий.
Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы :
1. Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Гуси", " Растеряхи", " Родничок, "Достань камешек", "Перетяни за черту",, "Цепи кованы", "Перетягивание каната",, "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты)
2. Русские народные подвижные игры, отражающие отношение человека к природе ("Аисты и лягушки", " Пчелы. ", " Жаворонок. ", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Ящерица", "Оса" и их различные варианты.)
3. Русские народные подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. "Огородник", " Капуста. ", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка","Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.)
4. Русские народные подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки. ", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Пятнашки", "Платочек-летуночек,"Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда",, "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.)
(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам)
А пока участники выполняют задание, хочу раскрыть значение слова, «Чур, меня!», которое мы произносим в играх.
У наших предков - язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.
Также Чур охранял человека и всё его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: "Чур, меня!", то есть попросить: «Чур, побереги меня!» Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур, тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.
Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедельник сутра приговаривать «Чур, мне», «Чур, меня», «Чур, моё» - то в семье будет лад и достаток.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием, и готовы рассказать какие игры вы отобрали.
(Участники – мастер- класса объясняют выполнение своего задания)
Появляется Сударушка с детками, в руках у нее сундучок.
Сударушка: Здравствуйте, друзья.
Мы в гости к вам пришли,
И с собою принесли:
Лучик солнца золотой,
В поле цветик голубой,
Песню звонкую ручья,
В роще – трели соловья. (Звучат звуки природы в записи)
Ведущая: Здравствуй, Сударушка, здравствуйте, ребята.
А что это за сундучок у тебя интересный?
Сударушка: Сундучок наш – не простой, сундучок наш – озорной. В нем игры да забавы для красных девиц и молодцев.
Ведущая: Как замечательно! А мы сегодня именно по этому поводу и собрались.
Сударушка: Собирайся народ,
Кто в салки играть идёт?
Когда наберется достаточное количество, то произносим:
Тай-тай, налетай
Никого не принимай!
А поможет нам в наших играх сундучок. Мы будем вытаскивать по одному предмету и вспоминать, какую игру можно с ним поиграть.
(ленточка, шаль, колокольчик, ложки)
Сударушка: первый предмет, с которым мы поиграем – это ленточка.
Какую игру мы знаем с этим предметом?
Дети: «Вышла Маша поиграть»
Сударушка: Давайте поиграем. Становитесь в хоровод. Я первая покажу, а потом вы.
Речевка:
Вышла Маша погулять,
Стала друга выбирать,
Стала друга выбирать,
Кому ленточку отдать.
Покланись, покланись,
Да за ленточку возмись,
1,2,3 – ну-ка ленточку возьми.
(дети бегут по кругу, кто первый возьмет ленточку, то становится водящим)
Сударушка: Какие все молодцы. А сундучок предлагает нам другой предмет. Шаль. Какую игру мы знаем?
Дети: «Платочек»
Дети разбиваются на команды по 4 человека, выбирают платочки, становятся вокруг них. Водят хоровод и говорят слова:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
После этих слов все команды образуют большой круг в центре и под музыку водят хоровод. Как только услышат колокольчик, все занимают свои места у своих платочков и должны поднять вверх. Побеждает команда, которая первая справилась.
Сударушка: Какие вы ловкие! Давайте еще посмотрим, что в сундучке. Да это же колокольчик! Какую игру мы знаем с колокольчиком?
Дети: «Чурилка»
Сударушка: Давайте выберем «чурилку» и «звонаря» с помощью считалки.
Считалка: Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать –
Нам Чурилку выбирать.
После выбора «чурилке» завязывают глаза, а «звонарь» берет колокольчик и становятся в круг. Дети водят вокруг них хоровод со словами:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов «звонарь» начинает звонить и ходить в круге, а «чурилка» старается его поймать. Как только «чурилка» поймает «звонаря», их меняют другие игроки.
Сударушка: Как весело мы поиграли! Ну а в сундучке еще один предмет – это…. Ложки! Скажите ребята, что можно делать с ложками?
Дети: есть ими, играть на них.
Сударушка: а мы сегодня с ними поиграем.
Проводится игра по типу «Бездомный заяц»
Сударушка: Спасибо, вам ребята! Вы так замечательно сегодня играли. Мы приготовили для вас угощение.
(Дети возвращаются в группу.)
Известно, что ни одну задачу ДОУ нельзя успешно решить без тесного сотрудничества с родителями. Мы знаем, что здоровье ребёнка зависит не только от социально-экологической обстановки, но и от образа жизни семьи, уровня образования, компетентности и заинтересованности родителей по данной проблеме.
Благодаря знакомству с русскими народными играми, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.
Предлагаю вам заключительную игру, в которой нужно просто добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Игры нам разные … показали.
Новых много мы (узнали).
Русские народные
Игры хороводные.
Не хотим мы забывать.
Будем чаще в них (играть).
Большое спасибо за внимание!