Наталья Тимошина
Мастер-класс для педагогов «Развитие творчества детей с использованием блоков Дьнеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов по освоению опыта работы с блоками Дьенеша.
Задачи:
- Поближе познакомить педагогов с блоками Дьенеша.
- На практике показать варианты работы с данным дидактическим материалом.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие творчества детей с использованием блоков Дьнеша“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша», методическая литература по теме.
Описание мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, но это их лишает возможности фантазировать, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.
В связи с этим особое внимание необходимо уделить проблеме развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Поэтому перед нами педагогами стоит задача поиска альтернативных форм и методов работы с детьми. В решении поставленной задачи могут помочь логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика» Золтана Дьенеша. (слайд 2)
Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного и творческого развития детей.
С их помощью можно решать следующие задачи: (слайд 3)
• Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развитие творческих способностей.
Давайте более подробнее рассмотри, что же из себя представляют логические блоки Дьенеша.
Логический набор состоит из 48 геометрических фигур. (слайд 4 и показ логических блоков)
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Давайте, разберемся, что обозначает каждый символ. Формы изображены контуром, цвета в виде цветной кляксы, размер в виде большого и маленького домика, толщина в виде двух человечков – толстого и тонкого. (слайд 5)
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности уже с младшего дошкольного возраста: (слайд 6 схема)
а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивая наглядность, системность, доступность. Например, на интегрированных занятиях их можно использовать в работе по конструктивной деятельности.
В старших группах на занятиях по математике можно использовать такое задание. Детям демонстрируется схема и по ней нужно сказать: «Красный, треугольный, большой блок по счету какой?» (На рисунке четвертый).
б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
б) настольно-печатных играх. Например, игра «Расставь блоки по местам». Для этого нужно изготовить игровое поле и дети должны расставить по нему блоки.
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). Например, дети приходят в магазин. На товаре (кукле) висит ценник (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек).
Еще одним интересным видом деятельности для детей является освоение декодирования.
А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем. Предлагаю вам разделиться на две команды, одна команда "Умнички», а вторая "Умницы".
1. «Помоги муравьишкам»
Перед воспитателями выложены блоки (муравьишки). У мамы-муравьихи много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама-муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у вас. Каждый участник получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках, а игроки прячут в свои домики соответствующие блоки.
1. Квадратный, большой, красный, толстый.
2. Треугольный, маленький, синий, толстый.
3. Треугольный большой, желтый, толстый.
4. Квадратный большой, желтый, тонкий.
2. «Строители».
Игроки разрабатывают проект дома. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Первая команда: все фигуры не красного цвета, вторая команда – все фигуры не треугольной формы.
3. «Посадим красивую клумбу»
В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Игроки берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок игрок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
4. «Кладоискатели»
У ведущего карточки-свойства. Количество блоков 16. В их число входят все блоки одного цвета, но разной формы, размера и толщины. Игрокам нужно угадать любые два свойства той фигуры, под которой спрятан клад. При поиске клада они указывают сразу два свойства. На каждое указанное свойство ведущий выставляет карточку с соответствующим знаком. Например:
— Под круглой большой фигурой?
— Нет.
— Под квадратной маленькой?
— Нет.
— Под квадратной большой?
— Да.
Поднять блок и проверить, есть ли под ним клад, может только тот, кто правильно указал оба свойства блока.
Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.
5. «Красивый ковёр»
Игрокам раздаются листы бумаги. Ведущий говорит, какую фигуру следует взять и в какое место листа её положить. Например, в центр листа положите блок не круглой формы. И так далее пока на листе не появится узор.
Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе. На этом мой мастер-класс подходит к концу. Благодарю за внимание.