Елена Биушкина
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.
Задачи:
-Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.
-Совершенствовать мастерство воспитателей.
Форма проведения мастер- класса :
Лекция + практическая работа.
Участники: педагоги ДОУ.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе проектной деятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: птички на дереве, выставка фото зимующих птиц, папка-раскладушка с краткой информацией по теме мастер класса, выставка книг о зимующих птицах, запись пения птиц.
Дидактический материал: демонстрационный материал, раздаточный материал (карточки для сбора информации по теме, коллекция корма для птиц, кормушка, раскраски, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Тема нашего мастер – класса «Развитие познавательных способностей в процессе проектной деятельности».
Цель мастер – класса, проводимого сегодня – вовлечь вас в деятельность по созданию мини-проекта.
Изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от нас новых форм организации педагогического процесса в ДОУ. Уникальным средством сотворчества детей и взрослых, реализации личностно-ориентированного подхода является использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях. Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению педагога, данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать его в настоящем. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка.
1. Что такое проектная деятельность?
(Самостоятельная и совместная со взрослым исследовательская, познавательная, игровая, творческая, и продуктивная деятельность, в процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты, в ней развиваются познавательные способности, проявляется активность, любознательность, творчество, способность рассуждать.)
2. Виды проектов.
1. По доминирующему методу:
Творческие
(После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.)
Исследовательские
(Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.)
Игровые
(Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.)
Информационные
(Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
3. Основные этапы методов проекта
Проект – это Пять «П» :
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
II. Практическая работа над проектом.
- Рассмотрите фото и прислушайтесь к звукам природы.
(Перед участниками картинки с изображением птиц, звучат голоса птиц в записи).
- О чем мы будем говорить?
- О птицах зимующих в наших краях.
Это будет информационный проект о природе, краткосрочный (в рамках нашего мастер-класса)
Что бы начать работу над проектом мы познакомимся со способом его разработки.
«Модель трех вопросов» на примере темы «Зимующие птицы»
Суть этой модели заключается в том, я задам вам 3 вопроса три вопроса:
• Что мы знаем?
Этими вопросами мы выясним, что вы уже знают об определенном предмете или явлении:
- Зимующие птицы не улетают на юг
- синицы, воробьи, сороки и т. п.
• Что мы хотим узнать?
Определить круг интересов по данной теме.
-Чем питаются эти птицы?
- Какие произведения написаны о зимующих птицах?
- Приметы, связанные с зимующими птицами.
-Пословицы и поговорки.
- Загадки.
- Услышать голоса этих птиц.
- Как помочь птицам перезимовать (сделать кормушку).
• Как узнаем об этом?
определим задачи и направления познавательной деятельности.
«Как нам найти ответы на наши вопросы?».
1) Сходить в библиотеку;
2) Попросить взрослых подобрать корм для птиц;
3) Попросим помощи взрослых в изготовлении кормушки.
4) Найти информацию в интернете;
5)Рассмотреть методические пособия в группе;
6) Поработать с раскраской;
III. Сейчас мы распределим задачи и попытаемся их реализовать. В результате попытаемся реализовать мини-проект, в условиях нашего мастер-класса.
1. Мы видим, что к нам под окно прилетели птицы, которые зимуют в нашей местности. Давайте поможем им и смастерим для них кормушку.
2. На данном столе есть корм, которым можно угостить птиц.
3. У нас в группе есть Уголок чтения (мини-библиотека). Туда мы отправимся, что бы найти произведения о зимующих птицах.
4. Найдем в книге загадки о птицах.
5. Подберем картинки с изображением зимующих птиц.
6. Нарисуем, раскрасим птиц.
7. В интернете найдем приметы, пословицы и поговорки, связанные с зимующими птицами.
Происходит выполнение заданных действий участниками мастер класса.
По завершении сбора информации, участники представляют результаты своей работы.
В результате выполнения проекта происходит оформление презентации, лепбука по данной теме.
IV. Рефлексия
Молодцы! Справились с заданиями.
Участникам раздаются смайлики, с помощью которых они должны выразить своё отношение к проведенному мастер-классу.
Литература.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101