Галина Зеленкова
Мастер-класс для педагогов районной методической площадки «Лаборатория живой природы» (из опыта работы МБДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Тема: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в исследовательской деятельности».
Подготовила и провела Зеленкова Галина Ивановна
Цель мастер - класса : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс для педагогов районной методической площадки „Лаборатория живой природы“ (из опыта работы МБДОУ)» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Всё усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего ДОУ. Вот почему мы делаем основной упор на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность в природе. В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Ему необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Проанализировав свою педагогическую деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития детей в исследовательской деятельности.
Презентация № 1 смотри в приложении.
•
Дети часто нам задавали вопросы, например: «Как из маленького желудя может вырасти большой дуб? Или как из маленького семечка появляется помидор, или перец и т. д.» И мы предложили детям познакомиться с характерными этапами развития живых организмов. Сегодня в форме сказки покажем вам некоторые виды исследования с разными материалами.
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
Цель исследования: познакомить с характерными этапами развития живых организмов; подвести их к выводу.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме исследовательской и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересно и увлекательно.
Практическая часть:
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Задание 1. Выйдя за забор, Проблемный вопрос: Кого он увидел? Что они делают? Как вы думаете, какую картинку рассматривают? Хотите узнать вместе с утенком?
Предлагаю рассмотреть слайды - фотографии маленьких детей.
- Кто изображен на этих фотографиях?
- А вы сейчас похожи на этих детей?
- Как вы изменились? (стали большими, одежда и обувь большего размера, носим вместо ползунков колготки, джинсы, бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т. д.)
- Пока вы росли, кто заботился о вас? (мама, папа, дедушка, бабушка)
- А, что еще вам нужно было, кроме любви и ласки взрослых? (надо было кормить, поить).
- Проблемный вопрос: А еще что необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (гулять на воздухе, греться на солнышке, купать, закаливать и т. д.). Так что же нужно чтобы вырос человек? (Ответ на проблемный вопрос выкладываем с помощью картинок).
Грудной ребенок – ребенок – юноша – мужчина
Что нужно для его развития? Для развития и роста называют следующие условия:
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Так развивается и растет кто? (человек). Выслушиваю все ответы.
Вывод: Мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Задание 2
- Утенок отправился дальше и на полянке увидал (КОГО) кошку. У кого дома живет кошка?
- Какая кошка, большая или маленькая? Проблемный вопрос: Что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку (Выслушиваю варианты ответов, (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)
Раскладываем карточки по мере роста котенка:
Слепой котенок – маленький котенок – подрастающий котенок - большая кошка.
Что нужно кошке для роста и развития? :
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Вывод: Как вы думаете, какой вывод можно сделать? Выслушиваю все варианты ответов. (Нужно то же самое, что и человеку).
Задание 3
Утенку стало интересно, и он отправился дальше, а с кем он встретится, узнаете, отгадав загадку. Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок, Кто же это (Петушок).
- Проблемный вопрос: Как вы думаете, петушок всегда был таким большим и взрослым? Выслушиваю все варианты ответов (Нет, он был маленьким цыпленком).
- Правильно, цыпленок вылупился из яйца, он был очень маленьким, потом он немного подрос.
- Проблемный вопрос: Что надо для роста цыпленка? Выслушиваю все варианты ответов (Надо было его кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом и т. д.) Все правильно. Цыпленок рос и превратился в большого красивого петуха.
Вывод: Так что же нужно чтобы цыплёнок вырос? Выслушиваю все варианты ответов. Правильно для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному :
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Задание 4.
Шел утенок и на дороге увидел коробочку. Он задумался, проблемный вопрос: что же может лежать в ней?
Отгадайте, что лежит в коробке: живое или неживое. Выслушиваю все варианты ответов (открывают коробочки, берут в руки, пробуют на ощупь, узнают, что это сухая фасоль.
Проблемный вопрос: Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? Выслушиваю все варианты ответов (посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)
Эксперимент «Вершки – корешки»
Задача: Выяснить, что раньше появляется из семени, что потом.
Практическая значимость:
Зная, как растут растения и все живое дети смогут правильно ухаживать за ними, поймут зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, проявят интерес ко всему живом.
- Возьмите прозрачную емкость, в нее плотно к стенкам положите влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите замоченную фасоль, затем поместите емкость в теплое место, салфетку постоянно увлажняйте.
Наблюдения ежедневные в течение 12– 15дней за происходящими изменениями.
Что вы заметили? (из фасоли сначала появился корешок) в дальнейшем корешки будут разрастаться.
Затем что мы наблюдаем? (стебельки, потом листочки, верхний побег постепенно увеличивался).
ВЫВОД: Давайте сделаем вывод. Проблемный вопрос: В результате эксперимента, что вы узнали? Выслушиваю все варианты ответов. Все живое, растет и какие, нужны условия, чтобы они росли и развивались. У детей разовьется наблюдательность, логическое мышление. Дети научаться быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.
Общий вывод: Доказав, путем эксперимента, как растут растения, развиваются животные, птицы, человек дети придут к пониманию зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, разовьется интерес к растительному миру и ко всему живому, дети научаться правильно и бережно ухаживать за всеми живыми организмами.
- А вы хотите быть фасолинкой?
Психогимнастика «Фасолинка»
Представьте, что вы – маленькие фасолинки. Вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые лучи коснулись вашего стебелька, ветерок качнул вас то в одну сторону, то в другую. Вам захотелось расправить свои молодые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушки своими лучами и потянуло вверх. Вы стали расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, вы стали пить воду дождевую, стали сильными и большими. Вам понравилось быть фасолинками? Что вы ощутили? Выслушиваю все варианты ответов.
Общий вывод: Ребенок научится самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
В системе работы мы используем три типа экспериментальных задач:
1. Как доказать, что…
2. Сколькими способами можно осуществить это действие…
3. Предскажите, что получится, если…
Всегда необходимо помнить и глубоко осознавать: непредусмотренный результат не является неправильным. Из сказанного следует вывод: воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить и себя, и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный.
- Использование всех этих методов и приемов в детском экспериментировании в нашей педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков, формирования УУД.
Рефлексия
Рефлексия «Цветы и бабочки».
На столе лежат 3 цветка:
1. Красная роза (узнал много нового);
2. Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);
3. Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Посадите, пожалуйста, своих бабочек на цветок, который вы считаете своим.
Как вы думаете, вам это пригодится в работе?
Спасибо за внимание!