Наталья Туйгунова
Мастер-класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер – класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку»
Цель: Знакомство с приёмами сказкотерапии.
Задачи:
1. Передача опыта путем последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников;
2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в развитии в деятельности с детьми;
3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
Вступительное слово:
Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций.
Актуальность:
О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.
Сказка о сказкотерапии.
«В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал, как им помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала : «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!»
Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.
Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Вначале я предлагаю поиграть в игру «Покажем друг другу ладошки» (Коллеги встают в круг)
У друга мягкая ладошка,
Погладим ее немножко.
А теперь погладим друг друга взглядом,
Мягким взглядом.
Мы друг друга видеть рады!
- Ну, теперь у всех хорошее настроение?
- Да!
«В сказке ложь да в ней намек
Добрым молодцам урок».
Практическая часть
Ну а теперь уважаемые педагоги переходим к практической части нашего с вами мастер класса, и так приступаем.
Разминка.
Называет первое слово, а коллеги отгадывают полное название сказки :
Сивка.
Конек.
Гуси.
Красная.
Бременские -.
Заюшкина.
Мальчик.
Доктор.
Цветик.
Задание №1
- Назовите сказки, где доброта побеждает зло (Заюшкина избушка, сказка о спящей красавице и семи богатырях, сказка о царе Салтане и тд)
- В каких сказках говорится о целесообразности ведения домашнего хозяйства? (Трое из простаквашино, сказка о золотой рыбке, сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Вопросы по сказкам.
«Вопрос – ответ»
1. Как звали трёх поросят?
2. Где спрятался седьмой козлёнок?
3. Что больше всего любил Карлсон?
4. Кем по должности была Фрекен Бок?
5. Как попала Дюймовочка в страну эльфов?
6. Назови две сказки, где лебеди положительные и отрицательные персонажи?
Задание №2
- А теперь с вами мы посмотрим как мы владеем своей мимикой. Я читаю стихотворение вы показываете.
Улыбнитесь как Мальвина,
Загрустите как Пьеро.
Удивитесь как Незнайка
И нахмурьтесь как дитё.
Задание №3
Предлагаю двум командам сочинить небольшую сказку про облачко и солнышко.
Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами (обращение к участникам мастер-класса) будем придумывать сказку. А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.
В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:
1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)
2. Затем придумываем зачин - начало сказки (Жил-был, или в некотором царстве, в некотором государстве….)
3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)
4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)
5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала)
6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему
8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение
9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)
Задание №4
- Мозговой штурм – нестандартное мышление, видение ситуации в новом свете, развитие воображения.
И так как сделать так, чтобы:
- «колобка ни лиса ни кто другой не съел»,
- «как сделать так, чтобы медведь не раздавил теремок»;
- «как сделать так, чтобы волк не съел красную шапочку».
Уважаемые, коллеги! Я хочу предложить вам на выбор известные сказки.
Пожалуйста, выберите ту сказку, которая вам нравится больше всего.
Русалочка
Золотой ключик
Дикие лебеди
Маугли
Гуси – лебеди
Снежная королева
По щучьему велению
Царевна – лягушка
Конёк – горбунок
Спящая красавица
Золушка
Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА.
1. Если вы выбрали сказки :
Русалочка
Дикие лебеди
Снежная королева
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Ваш тип:
В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи
со стороны (чудес, так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей.
Нередко Вы осознанно идёте на какие – то лишения ради близких Вам людей.
2. Если вы выбрали сказки :
Золотой ключик
По щучьему велению
Конёк – горбунок
Ваш тип:
Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого – то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.
3. Если вы выбрали сказки :
Золушка
Царевна – лягушка
Спящая красавица
Ваш тип:
Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете,
что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки
направлены на то, чтобы доказать, кому – то (или всему миру, что Вы
достойны лучшего.
4. Если вы выбрали сказки :
Маугли
Гуси – лебеди
Ваш тип:
Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы
отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе
вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.
Задание №5
Рассказываем сказку с помощью музыкальных инструментов:
Мышиная история.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(стучим пальчиками по барабану или коробке).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки
(ударяем палочкой по металлофону).
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (ударяем по треугольнику или подвешенной ложке) .
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки (используем деревянные ложки,
грызли зёрнышки (проводим палочкой по деревянной расчёске) и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (шуршим пакетом или бумагой). Особенно они любили лакомиться сладкими корешками (проводим палочкой по гафрированному картону). А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер (дуем в бутылку) .
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
Задание №6
Звучит мелодия из кинофильма «Приведение» и педагоги рисуют свои ассоциации с этой мелодией.
Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»
Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за веселье.