Татьяна Пономарева
«Применение лего-конструирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста». Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер – класса : «Применение ЛЕГО-конструирования на занятиях по обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе применения ЛЕГО-конструктора на занятиях по обучению грамоте старших дошкольников.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы на занятиях обучения грамоте.
Публикация «„Применение лего-конструирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста“, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
2. Представить личный педагогический опыт педагогам МБДОУ №45 «Волчок» по использованию ЛЕГО-конструктора при обучении грамоте;
3. Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование ЛЕГО- конструктора на занятиях обучения грамоте в группах старшего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование:
Три стола с ЛЕГО-платформами, корзины с конструктором, проектор, презентация.
Введение
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, актуализирующий изучение способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщения, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать.
Актуальность. Ключевыми учебными целями в свете ФГОС становятся:
Приобретение навыков креативного мышления.
Овладение приёмами анализа, интерпретации и оценки художественных и научно-популярных текстов.
Развитие коммуникативных навыков.
Получение опыта работы в команде, поиска совместных решений.
Выработка единого взгляда на проблему, учитывая своё собственное мнение.
Развитие навыков построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
Ход мастер-класса
Педагогам необходимо разделиться на 3 группы
Задание для 1 группы: «Гласные и согласные звуки».
У меня брусочки красного, синего и зелёного цвета. Красным конструктором обозначаем гласные звуки, согласные обозначаем синим, мягкие согласные –зелёным цветом. Воспитатель кладёт на стол карточку с написанными буквами. Участники мастер-класса выкладываю цветными кубиками ЛЕГО дорожку из звуков : Например : а,н,у,г,гь, о,ы,пь, р,ю,ж,сь, и т. д
Задание для 2 группы: «Мягкие и твёрдые согласные звуки».
Карточка с односложными словами. Точно также выделяли мягкие и твердые согласные и выстраивают цветную дорожку из ЛЕГО кирпичиков.
Задание для 3 группы: «Звуковой анализ слова». Задание построить с помощью ЛЕГО-кирпичиков схему слов : ямки, льды, семья.
Задания для всех групп:
1. Дидактическая игра «Цветная пирамидка»
Для этой игры нам будут нужны красные и желтые кирпичики. Мы будем закреплять навык различать гласные звуки (простой звуковой анализ). Будем выделять гласный звук -А- из ряда других гласных.
Инструкция.
Перед вами кирпичики, сейчас я буду произносить разные гласные звуки, а вы будете строить из них пирамидку.
- Когда услышите звук -А- поставьте красный кирпичик, если услышите любой другой гласный звук - желтый кирпичик.
- Итак, начинаем игру: О, У, А, И, А, Ы, Э. Дети собирают пирамиду из красных и желтых кирпичиков.
- Всем понятно задание?
Пирамидка готова.
- Сколько кирпичиков у нашей пирамидки? (7)
- Сколько из них красных кирпичиков(2)
- Какой звук мы обозначили красным кирпичиком? (А)
- Какой звук произнесете на желтый кирпичик? (любой гласный)
А теперь прочтите пирамидку: вместо желтых кирпичиков можете называть любой гласный звук (кроме «А», а вот красный кирпичик – это только звук «А», поэтому вместо него нельзя произносить другой звук.
2. Дидактическая игра «Заборчик»
Для различения твердых и мягких согласных звуков предлагаю следующую игру «Заборчик». Для этой игры нам понадобятся кирпичики синего и зеленого цвета (5+5).
Сначала даем понятие о парных согласных звуках, например «П и Пь». П-согласный твердый и его мы будем обозначать синим кирпичиком, а звук Пь- согласный мягкий и его мы обозначим зеленым кирпичиком.
- Постройте забор, чередуя синий кирпичик с зеленым.
- Назовите по-порядку каждый кирпичик, указывая на него пальчиком и называя звук «П или Пь».
Затем можно предложить построить забор, чередуя два синих кирпичика с одним зеленым и т. д. Аналогично предыдущему, дети проводят воспроизведение звуков.
Практическое задание.
Попробуйте провести эту игру, в этом чередовании. Педагог проводит с коллегами игру «Заборчик».
Итак, мы научились различать парные твердые и мягкие согласные.
Подобно тому, как мы проводили игру «Цветная пирамидка», можно строить пирамиду, в которую будут включены твердые и мягкие согласные.
Попробуйте дать детям инструкцию для работы.
Инструкция.
- Если я произнесу любой согласный твердый звук,поставьте синий кирпичик, а если услышите любой мягкий звук, поставьте зеленый.
- Строим пирамидку: С,Сь, Мь. Л, Р,Гь, Т. (синий, зеленый, зеленый, синий, синий, зеленый, синий)
После построения пирамидки нужно назвать звуки. Необязательно называть звуки, которые были произнесены изначально. Можно называть любые звуки, опираясь на цвет кирпичика.
- Назовите звуки-кирпичики в соответствии с их характеристикой, например - С, Пь, Мь. Н, Д, Гь, К.
Параллельно, при изучении звука можно датьзадания составлять из ЛЕГО буквы.
После того как мы научились различать звуки, используем конструктор для того, чтобы провести звуковой анализ слогов и слов. Для этого используем кирпичики разных цветов.
Пример. Сначала произношу слог (АП)
- Что я произнесла?Слог.
- Произнесите слог все вместе.
- Какой звук мы произнесли сначала?
- Какой звук произнесли потом?
- Сколько всего звуков в этом слоге?
- Назовите 1й звук в слоге АП? (А) Какой он? (гласный) Кирпичиком какого цвета обозначается гласный звук?
- Назовите 2й звук в слоге АП. Какой он? (согласный) Кирпичиком какого цвета обозначается согласный звук?
Варианты заданий:
- Предлагаем на занятии составить образ буквы из кирпичиков ЛЕГО;
- Можно построить различные предметы, которые начинаются с
указанного звука;
- С помощью построек из конструктора, можно использовать элементы для описания игрушки, животного;
- Конструирование и пересказ сюжетов реальных событий быта (принятие гостей, вечерние занятия, выходной день, домашний праздник. Называется данный вид работы-Ежедневное повествование.
- Можно говорить о значимых событиях в жизни воспитанников, а также обсуждать события в жизни общества, фильмы, книги, телевизионные программы.
- Можно конструировать сюжеты литературных произведений с помощью построек из конструктора. (Можно рассказ поделить на части, построить и пересказать каждую часть по группам).
- Рассказывание знакомых сказок и историй, конструируя сюжеты из ЛЕГО.
Например, можно предложить детям сочинить сказку на основе реально существующей, но изменив одну из частей.
- ЛЕГО - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их.
- Можно использовать и межпредметные связи, например по окружающему миру при изучении темы «Звездное небо» старшие дошкольники с помощью кубиков ЛЕГО могут изобразить различные созвездия и рассказать о них.
Задание: «Придумай свою историю». Разделиться на творческие группы. Предложить наборы конструктора.
Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю.
Например : слова (кот, дерево, страх).
Педагоги моделируют историю с этими словами.
Например : «Жил-был кот. Однажды он забрался на высокое дерево, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с дерева (педагоги строят кота, дерево, спасателя и т. д.).»
2 пример : собака, дом, радость.
3 пример : кот. собака,дерево.
Вывод: в ходе работы с набором я заметила значительное улучшение социально-коммуникативных контактов между детьми: в процессе постройки, общаясь, договариваясь и решая насущные проблемы, дети активно взаимодействуют на вербальном уровне. Таким образом, набор помогает детям развивать речевые навыки, пополнять словарный запас, развивает умение работать совместно, учит формировать собственную позицию, аргументировать свой выбор.
Рефлексия: а, чтобы выразить отношение к проведённому мною мастер – классу, прошу Вас построить из ЛЕГО «Радугу настроения».
Литература
1. Емельянова И. Е, Максаева Ю. А «Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно– игровых комплексов». Линка – Пресс Москва 2011г.
2. Л. Г. Комарова «Строим из ЛЕГО». Линка – Пресс, Москва 2001г.
3. Е. В. Фешина «Лего – конструирование в детском саду». Сфера
2012г.
4. М. С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска»2013г.