Елена Петрова
Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии по развитию речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс по теме «Игровые технологии по развитию речи детей»
Цель мастер- класса : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игровые технологии по развитию речи детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.
Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.
Ход мастер класса.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. Сухомлинский
Добрый день, уважаемые коллеги!
Коллеги, нам очень приятно, что вы нашли возможным участвовать в мастер – классе, в рамках которого, мы обменяемся опытом по «Развитию речи обучающихся дошкольного возраста посредством игровых технологий».
В наше время развитие речи является актуальной проблемой.
Мало когда услышишь из уст детей, что они с мамой или папой читали сказки или рассказы, рассматривали иллюстрации. Разговаривая с детьми, мы обратили внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких - то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.
В возрастной группе выделены следующие задачи:
- продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа слова;
- совершенствовать умения пользоваться краткой и развёрнутой формой ответа;
- развивать связную монологическую речь;
- совершенствовать подготовку к обучению грамоте.
Сегодня мы вам хотели бы продемонстрировать некоторые технологии, которые использую в развитии речи у дошкольников.
И сейчас мы предлагаем вам отправиться в чудесный мир прекрасной речи и самим прочувствовать всю ценность всех приёмов и методов в развитии эмоционально-связной речи.
1. Развитие артикуляционного аппарата
Эта технология помогает добиться у детей таких результатов, как:
- снижение и расслабление мышц лица;
- чёткое проговаривание звуков;
- свободная эмоциональная речь;
1 упр. Участникам «Мастер-класса» предлагается встать в круг и, открыв рот примерно шириной с два пальца, произнести не очень громко звук «А», затем постепенно звук усиливается до полного выдоха.
2 упр. Рот в том же положении, язык слегка приподнят, затем медленно выставить язык вперёд и вернуться в исходное положение. Это упражнение повторяется несколько раз, постепенно ускоряя темп движения языка.
2. Словотворчество
Дошкольное детство – период фантазии и активного словотворчества. Именно в эту пору рождаются новые слова, рифмы, сказки. Дошкольники обожают придумывать странные, порой бессмысленные, но рифмованные звукосочетания типа «Бобик-бобик-барабобик» или «Пула-мула-каракула». Повторение подобных «акракадабров» приносит им явное удовольствие. Совершенно непонятное или по-своему понятное слово может создать в воображении ребёнка удивительные поэтические образы. К словотворчеству склонны почти все дети. Нам же – взрослым - стоит только помочь развить эти способности.
Игра «Знакомство»
Участники игры встают в круг. По просьбе водящего предлагается выбрать себе карточку, которая находятся в середине круга. На карточках написанные выдуманные имена и отчества.
Правила игры:
Первый участник представляется участнику слева, называет (зачитывает) своё имя и отчество.
Например:
- Здравствуйте, меня зовут Картокола Маныковничевна, а вас?
- Меня, Картокола Маныковничевна, зовут Форманина Сазыковна, очень было приятно с вами познакомиться, или я рада с вами познакомиться.
После чего Форманина Сазыковна так же, как и первый игрок, знакомится со следующим участником игры слева. Игра продолжается до последнего представления участника игры
3. Чистоговорки - скороговорки
Многократное проговаривание чистоговорки или же скороговорок помогает детям автоматически произносить некоторые звуки, закрепить правильное их звучание, не задумывясь, где же находится его язычок во время произношения слов. Кроме того, детские чистоговорки способны научить дифференцировать похожие звуки, например с-з, с-ш, рь-ль. Приведу несколько примеров детских чистоговорок.
ГА-ГА-ГА — во поле стога
РА-РА-РА — вот высокая гора
РО-РО-РО — принесите мне ведро
РИ-РИ-РИ — быстро говори
ДУ-ДУ-ДУ — с дудочкой иду
ЖУ-ЖУ-ЖУ — на лужок хожу
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ — ссориться нельзя
ВЕ-ВЕ-ВЕ — ветка на траве
ША-ША-ША — каша хороша
ШО-ШО-ШО — будет все хорошо
ЖИ-ЖИ-ЖИ — шнурок завяжи
ЧУ-ЧУ-ЧУ — я гулять хочу
Наша задача - превратить это обучение в игру, чтобы оно было для детей интересным и веселым, не травмируя тех детей, которые испытывают трудности в произношении звуков.
Это «Весёлый мячик», где дети, передавая мяч, произносят чистоговорку или скороговорку, «Придумай рифму», «Эхо», «Передай по цепочке» и т. д.
Мы же сейчас вам предлагаем поиграть в игру «Ручеёк»
Правила игры:
Участники игры образуют из пар «ручеёк», один участник первой пары проговаривает чистоговорку, при этом рукой показывает, кому он передаёт право продолжить ход игры, тот участник также проговаривает, показывая на следующего участника. Игра продолжается до последнего участника.
4. Мнемотехника
Вспомним слова К. Д. Ушинскова. Он писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Следующая технология, с которой я хотела бы вас познакомить, это мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания») - это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
В дошкольной педагогике ее называют по-разному:
- сенсорно-графические схемы;
- блоки-квадраты;
- схемы;
Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов – «Четвёртый лишний», «Найди пять отличий», «Что перепутал художник» последовательно переходим к мнемодорожкам. К ним относятся игры, имеющие серию картинок, которые выкладываются, тем самым создавая логическую цепочку действий или явлений – «Технологические карты», игра «Что сначала, что потом», «Логический поезд», предметные картинки по составлению рассказов, «Что кому нужно»,
и позже – к мнемотаблицам. Они могут быть: предметные, предметно-схематические и схематические, в которые заложена определённая информация. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить необходимо так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Итак, сейчас мы предлагаем вам некоторые игры с использованием мнемотехники.
1. Игра по мнемоквадрату; «Запоминайка»
(участникам игры показываю картинку, затем убираю. Следуют вопросы на внимание к деталям: «Какого цвета у девочки платье?», «Где сидит кошка?», «Какое время суток за окошком?» и т. д.
2. С применением мнемодорожек по составлению рассказа «Осень», «Отгадай загадку»
(участникам игры предлагается обратить внимание на картину «Осень» и, с помощью мнемодорожек, составить рассказ).
3. Составление мнемотаблицы «Расскажи сказку»
(участникам предлагается разделиться на 2 группы для составления знакомой сказки по схематичным рисункам. Затем команды пытаются отгадать сказку друг у друга)
5. Кинезологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие.
В комплекс входят – растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Поэтому я в своей работе использую всевозможные кинезологические упражнении, применяя различные приёмы и всевозможные материалы. Особое внимание я уделяю мелкой моторике. Как сказал Кант И. : «Рука является вышедшим головным мозгом».
Это специально разработанные комплексы пальчиковых игр, игры – конструкторы, мозаика, игры с песком и т. д. Но, учитывая интересы детей, я по развитию мелкой моторики применяю в своей работе природный и бросовый материал. Одним из такого материала являются пуговицы разной величины, формы и структуре. Наблюдая за детьми, могу сказать, что они, перебирая, рассматривая и создавая удивительные рисунки, могут сидеть часами с желанием творить. Я считаю, что именно этот материал - самый эффективный способ интересно и ненавязчиво помогает развить не только мелкую моторику, но и решить другие образовательные и развивающие задачи.
И сегодня вам предлагается коллекция пуговиц для игры «Незаконченный рисунок»,
где вы, не подозревая сами, не имея специально подготовленных художественных способностей, сможете создать удивительные шедевры.
(Раздаются геометрических фигур, разные по величине и форме, которые являются основой для создания воображаемых предметов. Участникам предлагается создать с помощью пуговиц композицию рисунка или предмета.)
На этом хочу закончить свой «Мастер – класс». Но прежде, как и в работе с детьми, я хочу провести рефлексию, то есть узнать, что вам больше всего понравилось, что было труднее всего и, конечно же, что нового вы сегодня узнали.
Спасибо за внимание.