МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Словесные игры, направленные на развитие речи и формирование фонематического слуха»

наталья никулина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Словесные игры, направленные на развитие речи и формирование фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

по проведению словесных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста и формированию фонематического слуха и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Цель: Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ словесные игры и игры по развитию фонематического восприятия. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Словесные игры, направленные на развитие речи и формирование фонематического слуха“» размещена в разделах

Материал: Цветок-«Цветик-семицветик», словесные игры и игры на развитие фонематического слуха, презентация.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!» Е. Щукина.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

Речевые игры способствуют :

- сенсорному и умственному развитию;

-развитию зрительного восприятия;

-образных представлений;

-усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

Ведущая: Вы любите сказки, рассказы, мультипликационные фильмы?

Сегодня я Вам принесла волшебный веток «Цветик-семицветик», он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом его лепестке находится игра. Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать.

Песня: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

1-й лепесток игра «Обобщающие слова».

Фрукты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты называть:

Груша, яблоко, гранат,

Апельсин и виноград.

Овощи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно овощи назвать:

Лук, капуста, кабачок,

Сладкий перец и чеснок.

Мебель.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мебель вспоминать:

Полка, тумбочка, буфет,

Книжный шкаф и табурет.

Посуда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам посуду надо знать:

Чашка, сахарница, ложка,

Сковородка, поварешка.

Песня: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

2-й лепесток игра «Слово наоборот»

Ведущий называет быстро слова. Участники должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начнем с самых простых вариантов, то есть слов, состоящих из трё х букв:

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел

*Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах :

Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох; голод – долог

А сейчас я Вам усложню игру запутаю слова, а вы распутайте их и поставьте буквы правильно, чтоб получилось слово.

• апалот – лопата

• рукинос — рисунок

• отаткел – котлета

• корсиба — абрикос

• ленапись — апельсин

• родингав — виноград

Песня: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

3-й лепесток Игра «Любопытный»

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

• Как называется город, в котором вы отдыхали? (Калининград, Кстово и т. д.)

• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)

• Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)

• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

• Какие вывески на звук (К) вы встречали на улице? (кондитерская, крыши,и т. д.). Ведущий говорит. Следующий звук, а участники сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. (На звук Т)

Песня: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

4-й лепесток игра «Что каким бывает»

Что может быть высоким? (дом, человек, гора, дерево, шкаф и т. д.);

Что может быть глубоким? (озеро, лужа, море, сон и т. д.);

Что может быть круглым? (колесо, мяч, шар, яблоко, солнце и т. д.);

Что может быть холодным? (погода, вода, лед, мороженое, камень, ночь и т д.);

Что может быть мягким? (подушка, шарф, диван, одеяло и т. д.);

Что может быть сладким? (булочка, торт, пирожное, вафля, ананас и т. д.);

Что может быть деревянным? (стол, стул, дом, пол и т. д.);

Что может быть острым? (нож, стекло, клинок, ножницы и т. д.).

Взрослый перебрасывает детям, которые стоят в кругу, мяч и задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч взрослому.

Песня: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

5-й лепесток игра «Что такое фонематический слух

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический.

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.

К трем годам фонематический слух должен быть сформирован.

Игра «Что звучит?»

Узнай, что происходит за ширмой. Скажите последовательно какие звуки услышали.

(Звон ключей, шорох бумаги, колокольчик, коробка с кнопками, вода переливается из стакана в стакан, свисток)

«Похлопаем», «Постучим», «Потопаем»

Повторить заданный ритмический рисунок хлопками:

- на слух : II – I - II;

- с закрытыми глазами: I – II – II – I

Игра «Найди пару», Игра «Поймай звук»

Песня: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

6-й лепесток игра «Не ошибись» - «Где коса, а где коза? Где мышка, а где мишка? Покажи картинку»

Игра «Послушай и скажи правильно» Работа со стихотворением А. Шибаева «Буква заблудилась»

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница -

Очень странные дела

Начали твориться…

Сели в лоЖку и — айда! -

По реке туда-сюда!

Жучка буДку не доела:

Hеохота. Hадоело.

Тает снег. Течет ручей.

Hа ветвях полно Врачей.

Hа виду у детворы

КрыСу красят маляры.

Мама с Бочками пошла

По дороге вдоль села.

Врач напомнил дяде Мите:

«H е забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять Цапель перед сном».

Старый дедушка Пахом

Hа коЗе скакал верхом.

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»

Песня: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

7-й лепесток - Заключительная презентация с играми на развитие фонематического слуха и раздача буклетов

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно различать звуки, правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Словесные игры, направленные на развитие речи и формирование фонематического слуха»
Опубликовано: 28 апреля 2021 в 19:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Словесные игры, направленные на развитие речи и формирование фонематического слуха»» (включая файлы) размещена пользователем наталья никулина (УИ 529095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД