наталья никулина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Словесные игры, направленные на развитие речи и формирование фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
по проведению словесных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста и формированию фонематического слуха и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Цель: Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ словесные игры и игры по развитию фонематического восприятия. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Словесные игры, направленные на развитие речи и формирование фонематического слуха“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Материал: Цветок-«Цветик-семицветик», словесные игры и игры на развитие фонематического слуха, презентация.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!» Е. Щукина.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Речевые игры способствуют :
- сенсорному и умственному развитию;
-развитию зрительного восприятия;
-образных представлений;
-усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.
Ведущая: Вы любите сказки, рассказы, мультипликационные фильмы?
Сегодня я Вам принесла волшебный веток «Цветик-семицветик», он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом его лепестке находится игра. Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать.
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
1-й лепесток игра «Обобщающие слова».
Фрукты.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем фрукты называть:
Груша, яблоко, гранат,
Апельсин и виноград.
Овощи.
Раз, два, три, четыре, пять.
Нужно овощи назвать:
Лук, капуста, кабачок,
Сладкий перец и чеснок.
Мебель.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мебель вспоминать:
Полка, тумбочка, буфет,
Книжный шкаф и табурет.
Посуда.
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам посуду надо знать:
Чашка, сахарница, ложка,
Сковородка, поварешка.
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
2-й лепесток игра «Слово наоборот»
Ведущий называет быстро слова. Участники должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начнем с самых простых вариантов, то есть слов, состоящих из трё х букв:
Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел
*Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах :
Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох; голод – долог
А сейчас я Вам усложню игру запутаю слова, а вы распутайте их и поставьте буквы правильно, чтоб получилось слово.
• апалот – лопата
• рукинос — рисунок
• отаткел – котлета
• корсиба — абрикос
• ленапись — апельсин
• родингав — виноград
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
3-й лепесток Игра «Любопытный»
На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)
• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
• Как называется город, в котором вы отдыхали? (Калининград, Кстово и т. д.)
• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)
• Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)
• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
• Какие вывески на звук (К) вы встречали на улице? (кондитерская, крыши,и т. д.). Ведущий говорит. Следующий звук, а участники сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. (На звук Т)
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
4-й лепесток игра «Что каким бывает»
Что может быть высоким? (дом, человек, гора, дерево, шкаф и т. д.);
Что может быть глубоким? (озеро, лужа, море, сон и т. д.);
Что может быть круглым? (колесо, мяч, шар, яблоко, солнце и т. д.);
Что может быть холодным? (погода, вода, лед, мороженое, камень, ночь и т д.);
Что может быть мягким? (подушка, шарф, диван, одеяло и т. д.);
Что может быть сладким? (булочка, торт, пирожное, вафля, ананас и т. д.);
Что может быть деревянным? (стол, стул, дом, пол и т. д.);
Что может быть острым? (нож, стекло, клинок, ножницы и т. д.).
Взрослый перебрасывает детям, которые стоят в кругу, мяч и задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч взрослому.
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
5-й лепесток игра «Что такое фонематический слух?»
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический.
Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.
К трем годам фонематический слух должен быть сформирован.
Игра «Что звучит?»
Узнай, что происходит за ширмой. Скажите последовательно какие звуки услышали.
(Звон ключей, шорох бумаги, колокольчик, коробка с кнопками, вода переливается из стакана в стакан, свисток)
«Похлопаем», «Постучим», «Потопаем»
Повторить заданный ритмический рисунок хлопками:
- на слух : II – I - II;
- с закрытыми глазами: I – II – II – I
Игра «Найди пару», Игра «Поймай звук»
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
6-й лепесток игра «Не ошибись» - «Где коса, а где коза? Где мышка, а где мишка? Покажи картинку»
Игра «Послушай и скажи правильно» Работа со стихотворением А. Шибаева «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница -
Очень странные дела
Начали твориться…
Сели в лоЖку и — айда! -
По реке туда-сюда!
Жучка буДку не доела:
Hеохота. Hадоело.
Тает снег. Течет ручей.
Hа ветвях полно Врачей.
Hа виду у детворы
КрыСу красят маляры.
Мама с Бочками пошла
По дороге вдоль села.
Врач напомнил дяде Мите:
«H е забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять Цапель перед сном».
Старый дедушка Пахом
Hа коЗе скакал верхом.
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
7-й лепесток - Заключительная презентация с играми на развитие фонематического слуха и раздача буклетов
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно различать звуки, правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму.
Спасибо за внимание!