Олеся Бычик
Мастер-класс для педагогов по изготовлению тряпичной куклы «Коровка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
мастер – класса для воспитателей
«Тряпичная игрушка «Кровка»»
Воспитатель:
Бычик Олеся Ивановна,
МБДОУ детский сад № 40
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по изготовлению тряпичных кукол.
Задачи.
Обучающие:
дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых;
познакомить с изготовлением куклы.
Развивавающие:
развивать творческое мышление, воображение, любознательность, внимание, мелкую моторику рук;
Публикация «Мастер-класс для педагогов по изготовлению тряпичной куклы „Коровка“» размещена в разделах
- Корова, теленок. Все о коровах
- Корова. ИЗО, поделки, рисование
- Корова. Конструирование, поделки
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
прививать навыки работы по созданию народной игрушки;
вызвать желание своими руками сделать куклу из ниток.
Воспитательные:
воспитывать любовь к народному творчеству;
прививать эстетический вкус при выполнении работы, аккуратность, терпение.
План проведения:
1. Организационный момент
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Рефлексия.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация, ткань (платочки, красные нитки (ирис, зубочистки, ножницы, синтепон (или холлофайбер).
Ход МАСТЕР - КЛАССА
Организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
- Тема нашего мастер-класса – «Изготовление тряпичной куклы «Коровки»». Сегодняя кратко познакомлю вас с различными видами самодельных тряпичных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых, а в процессе практической деятельности вы сделаете поделку.
Теоретическая часть
Какое разнообразие игрушек нас сейчас окружает. Зайдя в любой магазин с игрушками, глаза разбегаются от изобилия. А в бытность наших бабушек и дедушек игрушек особо не было, а если и были, то их изготавливали сами.
Любую игрушку делали сами из подручных материалов. А ими чаще всего были тряпочки. Куклы так и назывались – тряпичные. В каждом доме их умели делать. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить.
Изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе связано с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значение сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения.
Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.
Из лоскутов ткани можно сделать много разных интересных и не сложных в исполнении игрушек: обрядовых, обереговых и игровых.
Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов.
Сегодня я хочу с вами поделиться тем, как можно сделать из носового платка игровую куклу «Коровку». Корова в крестьянской семье издавна олицетворяла богатство и достаток, русские крестьяне ее часто называли кормилицей. Потерять корову, особенно в неурожайные годы, для крестьян было равносильно катастрофе. Поэтому корову в глубинке - в селах, деревнях - всегда очень уважали, всячески оберегали, заботились, относились к ней ласково.
Думаю, будет не лишним упомянуть некоторые пословицы и поговорки, связанные с этим животным, коровой : «Хорошо, что коровы не летают», «Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала», «Не корову проигрываем», «Корова на дворе - обед на столе» и т. п.
Практическая часть
Все мы — женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине. Всем женщинам - феям посвящается.
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
(Л. Рубальская)
Итак, погружаемся в таинство изготовления кукол.
Складываем квадратный лоскут по диагонали. Определяем середину. Отступив от середины один сантиметр в сторону, вытягиваем ткань с помощью вспомогательной палочки - зубочистки. Обматываем ниткой примерно один сантиметр – получаем рог. Отступив от середины в другую сторону на один сантиметр, делаем второй рогк оровки.
У каждого рожка делаем ушко. Разворачиваем заготовку, кладем в середину комочек ваты. Формируем голову коровки. Ниткой оформляем мордочку.
Из боковых углов, подгибая уголочки, делаем ножки. Перевязываем ниткой по талии, оформляем платье. Кукла «Коровка» готова.
Рефлексия
Как вы считаете, доступен ли ребенку такой вид рукоделия? В каком возрасте? Как этот вид творчества можно применить с детьми младшего возраста?
Наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за участие!
Источники:
1. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
2. Электронный ресурс: Народные куклы : виды, история. Русская народная кукла : https://www.syl.ru/article/304535/narodnyie-kuklyi-vidyi-istoriya-russkaya-narodnaya-kukla
3. Электронный ресурс: Кукла из носового платка : https://www.maam.ru/detskijsad/kukla-korovka-iz-nosovogo-platka.html