Загартдинова Ирина Юрьевна
Мастер-класс для педагогов «Пальчиковые игры, как основа развития мелкой моторики и развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с видами пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ; формирование речевых навыков у детей посредствам использования пальчиковых игр.
Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые массажные мячики, бельевые прищепки,платочки
Мастер-класс :
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования пальчиковых игр.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Пальчиковые игры, как основа развития мелкой моторики и развития речи детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вы конечно же знаете что игра с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев, тем лучше развита речь ребенка.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в головном мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование при проведении пальчиковых игр : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Пальчиковые игры проводяться правой, затем левой рукой или поочередно или задействены сразу две руки.
Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в работе с детьми:
1. Пальчик. игры с резиновым мячиком-«Я мячом круги катаю» с элементами самомассажа
Почему выбрали эти мячики: разнообразные красивые, бюджетные, легко моются.
Перед началом игры нужно обратить внимание детей, чтобы слегка нажимать на мячик (может убежать,
Катать по всей ладошке,
Выбрать темп при проведении игры, чтобы дети четко выполняли движения и перекладывали мячи в руках
Раздаем мячи ( 2 варианта: с закрытыми глазами или по желанию)
Показ пальчиковой игры :
Я мячом круги катаю,
назад вперед его катаю,им поглажу я ладошку,
будто им сметаю крошки
и помну его немножко
как сжимает лапку кошка.
2. Пальчиковая игра «Башмачки» :
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.
Пальчики в сапожках шагают по дорожке,
Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять
(Сначала каждой рукой по очереди,а
Далее с усложнением двумя руками одновременно
Также играют парами: «Кто быстрее?»)
3. Игра с бельевыми прищепками
Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой покусываем подушечки пальцев (кроме большого).
Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
4. пальчиковые игры с платочками.
--«Проглот» :
Платочек на столе перед рукой:
У меня проглот –кулачок
Проглатил кулачок платок
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота!
(Выполняется каждой рукой)
Усложнение-двумя руками одновременно.
--«Дружно пальчики сведите»(фокус с платочком)
Задача: учить сдвигать прямые пальцы, захватывая одновременно платок и удерживать его между пальцами.
Выполнение:
1. На столе лежит платок в развёрнутом
виде.
2. Ребёнок кладёт руку на середину
платка ладошкой вниз, все пальчики
раздвинуты.
На слова педагога : «Дружно пальчики сведите
- И платочек поднимите».
Ребёнок сдвигает пальцы, захватывая
платок, поднимает ладонь, удерживая платочек между пальцами. То же самое проделывает другой рукой.
Усложнё нный вариант: упражнение выполняется обеими руками одновременно, используются два платочка. -
В заключении нашего мастер-класса хочется прочитать вам стихотворение:
Тренируйте пальчики!
станет рука сильной,
голова умной,
а речь красивой.
Спасибо за внимание!