Людмила Скребкова
Мастер-класс для педагогов «Обучение дошкольников грамоте –значимая составляющая предшкольной подготовки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса для педагогов ММО
Тема: «Обучение дошкольников грамоте – значимая составляющая
предшкольной подготовки»
Цель: поделиться опытом работы с педагогами в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Содержание:
1. Теоретическая часть.
2. Обзор практической части (презентация).
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Обучение дошкольников грамоте –значимая составляющая предшкольной подготовки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности» особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.
Подготовка ребенка к обучению грамоте начинается в средней группе. Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.
В старшей и подготовительной группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
При обучении звуковому анализу используется способ интонационного выделения звуков в слове, который дети уже освоили на занятиях по развитию речи. Для проведения звукового анализа нужна картинка схема звукового состава слова. Она состоит из последовательного ряда клеток, соответствующего количеству звуков; на ней изображен предмет, название которого предлагается для звукового анализа. Картинка помогает ребенку не забыть, какое слово он разбирает, а схема определить количество звуков в нем. Дети проговаривают слово вслух, интонационно выделяя последовательно все звуки слова, определяют их и обозначают фишками нейтрального цвета (серого). При проведении звукового анализа дети называют звуки в соответствии с их звучанием в слове.
Звуковой анализ формируется на специально подобранном словесном материале. Сначала дети разбирают трехзвуковые слова: мак, дом, дым, лук, кит, лес. Усложнение задач по звуковому анализу происходит на материале четырех звуковых слов: луна, лиса, утки, сани, пяти и шести звуковых слов.
Слайд 2
Затем вводится новая задача знакомство со звуками, которые легко произносятся, не встречая во рту никаких преград. С этого момента гласные звуки обозначаются красными фишками. Далее мы даем понятие ударного гласного и ввидим карточку- символ для обозначения «молоток».
Вслед за введением гласных звуков, дается различение согласных на твердые и мягкие. Дети узнают, что при произнесении согласных звуков мешают преграды либо губы, либо зубы, либо язык. Твердый согласные обозначаем синей фишкой, мягкие – зеленой. Характеристика согласного звука наиболее ярко проявляется при сравнении пары звуков (б-бь, в-вь, с-сь, р-рь и т. д., поэтому в основу формирования у детей умения различать согласные звуки положен принцип сопоставления звуковых пар.
На занятиях мы используем индивидуальные наборы полосок-схем звукового состава слова с разным количеством звуков и набором фишек.
Слайд 3
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Используем карточки- символы: Звонкий-колокольчик, глухой - наушники.
Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова «гуси». Символ слова - это полоска, делим слово на слоги. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей фишкой. Существует много приемов работы со схемой слова:
• назвать количество звуков в слове;
• назвать звуки по-порядку;
• сколько в слове гласных звуков? Назовите их по-порядку;
• сколько согласных;
• назвать первый звук, последний, третий.
Слайд 4
2. Для детей дошкольного возраста игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приё мы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше.
Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.
Хочу представить вам несколько дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов.
Дидактическая игра «Веселый поезд»
Слайд 5
Цель: Развивать фонематический слух у детей.
Задачи:
Учить выделять начальные и конечные звуки в словах, изображенных на картинках, составлять из них цепочки слов.
Совершенствовать навык слогового анализа слов.
Развивать произвольность слухового и зрительного внимания.
Материал: 3 поезда, 3 машиниста, вагончики, пассажиры (карточки с изображением животных).
Вариант №1
Игровые действия:
Ведущий раздает по одному поезду и машинисту ( 3 машиниста: бык, тигр и слон) каждому игроку. Дети должны рассадить зверей в вагоны, определяя последний звук в первом слове – машинист и т. д. Выигрывает тот ребенок, который рассадит большее количество зверей по вагонам, соответственно он умеет определять первый и последний звук в слове.
Вариант №2
Для дифференциации звуков в словах можно использовать два вагончика, можно предложить детям «сажать» пассажиров, в названиях которых есть звук С, в первый вагончик (собака, слон, лиса, а пассажиров со звуком Ш в названиях- во второй вагончик (мышка, кошка, лягушка
Вариант №3
Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры. Необходимо взять комплект предметных картинок с изображением животных и три вагончика. Детям предлагается в первый вагончик «сажать» пассажиров, названия которых содержат один слог, во второй вагончик – пассажиров, в названии которых два слога, в третий – три слога.
Вариант №4
Цель: Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Описание игры. Детям раздаются квадратики (красный, зелёный, синий) и паровозик с тремя вагончика. В зависимости от того, где находится заданный звук в слове, дети ставят квадратик в первый, второй или третий вагончик, (что означает начало, середину или конец).
Дидактическая игра «Разложи продукты в холодильнике»
Слайд 6
Цель: Развивать фонематический слух у детей.
Задачи:
Развивать у детей способность анализировать звуки в слове, находить слова с заданным звуком в слове.
Развивать способность дифференцировать звуки (согласные твердые и согласные мягкие звуки).
Материал:
Холодильник: две половинки из плотного картона. На каждой половинке кармашек, куда вставляется карточка с заданным звуком, и еще 5-6 кармашков, куда вставляются картинки - продукты.
Усложнение: карточки синего цвета – для звуков согласных твердых, карточки зелёного цвета – для согласных мягких.
Набор картинок с изображением продуктов питания.
Игровые действия: Игровая мотивация – детям предлагается сходить в магазин (супермаркет) и купить продукты для праздничного обеда. Но обязательно все продукты должны содержать в названии какой-то определенный звук или звуки (С – С', Л- Л', П - П' и т. д.).
Все купленные продукты необходимо правильно разложить на полки.
Для начала можно просто предложить разложить продукты на заданный звук.
Позже можно задание усложнить, например, на одной будут продукты, в названии которых, заданный звук звучит твердо, а в другой - будут продукты, в названии которых заданный звук будет звучать мягко.
Например:
- колбаса, лук, свёкла, апельсин, лимон, пельмени, блины (Л –Л',
- салат, сок, колбаса, сосиски, сардельки, сметана (С – С').
Дифференциация звуков может быть различной. Это могут быть звуки, сходные или противоположные по артикуляции (Л – Р, (С - З) и т. д.
Дети берут продукты и вставляют их в кармашки (на полки холодильника).
Дидактические игры с перфокартами
Слайд 7
Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.
Описание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты.
Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.
Задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;
- развивать графические навыки.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование. Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Слайд 8
Дидактическая игра «Найди букву»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.
Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.
Слайд 9
Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь])
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.
Слайд 10
Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.
Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.
Слайд 11
Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа.
Вариант 1.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.
Вариант 2.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.
Перфокарты можно использовать для совершенствование навыков анализа предложения в виде дидактических игр «Найди схему предложения», «Посчитай слова в предложении» и тд.