МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Обогащение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ эмоционально-оценочной лексикой»

Анна Захарова
Мастер-класс для педагогов «Обогащение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ эмоционально-оценочной лексикой»
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоционально-оценочная лексика[/url]

Цель: ознакомление педагогов с содержанием работы по обогащению речи детей с ОВЗ словами, обозначающими оценку, эмоции, чувства и нравственные качества.

Теоретическая часть.

В системе развития речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Освоение эмоционально-оценочной лексики рассматривается как важное условие эмоционального развития и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства. Речь способствует развитию самосознания ребенка. Вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания своих собственных эмоциональных переживаний, управления собственными эмоциями. Для диагностики и коррекции эмоционального развития детей важным является уровень передачи эмоционального состояния (своего и чужого) в речевом плане и терминологическая оснащенность речи. В дошкольном детстве формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Обогащение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ эмоционально-оценочной лексикой“» размещена в разделах

Изучение понимания значений изолированных слов, обозначающих нравственные качества человека. В ходе беседы детям задается вопрос: «Как ты думаешь, мужественный человек – это какой?» и т. д. (мужественный, жадный, любопытный, честный, вежливый, аккуратный).

Изучение умений дошкольников понимать эмоциональный смысл стихотворений, находить в тексте слова, имеющие оценочное значение. Детям предлагается прослушать:

а) таджикскую песенку «Внучек» : «Как ты думаешь, как бабушка относится к своему внуку? Какие слова говорят, что бабушка любит своего внука?».

Зернышко, зернышко мое,

Солнышко, солнышко мое!

Добрый мой, сердечный мой Внучек,

Золотой подсвечник мой,

Лучший!

б) стихотворение Л. Чарской «Мурлыка» : «Как автор относится к коту? Почему ты так решил? Какие слова говорят об этом?»

Что за прелесть мой Мурлыка,

Мой любимый, серый кот:

Как он весело играет,

Как он песенки поет…

…И за то люблю Мурлыку

Больше всех игрушек я,

Всюду с ним мы неразлучны,

Как товарищи-друзья.

в) стихотворение В. Орлова «Цветное молоко» : «Как автор относится к Мишутке? Почему ты так решил? Какие слова говорят о том, что автору нравится Мишутка?».

Как у нашего Мишутки,

Глазки словно незабудки!

Золотистые кудряшки

Словно во поле ромашки!

Щечки – словно маков цвет!

Не Мишутка, а букет!

Изучение особенностей понимания значений слов, обозначающих эмоции и чувства : «Что такое. ?. (радость, грусть и т. д.)» (радость, грусть, нетерпенье, обида, нежность).

Изучение умений подбирать антонимы к словам (именам прилагательным, обозначающим нравственные качества: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Скажи наоборот» :

Скажу я слово далеко, а ты мне скажешь —… (близко).

Скажу я слово высоко, а ты мне скажешь —… (низко)»

(трусливый, жадный, лживый, вежливый, плохой, трудолюбивый, добрый, аккуратный, счастливый, веселый)

Изучение умений подбирать синонимы к словам, обозначающим эмоции и чувства : «Сейчас мы поиграем в игру «Скажи по-другому». Например, я скажу доктор, а ты — (врач, пароход —… (корабль) и т. д.». (несчастье - беда, счастье - радость, грусть - тоска, гнев - ярость, страх – ужас)

Изучение умений подбирать синонимы к словам, в собственно лексическом значении которых заключена положительная или отрицательная оценка: «Сейчас мы поиграем в игру «Скажи по-другому».

(красивый – привлекательный, ужасный – страшный, злой – сердитый, неряха – грязнуля)

Изучение умений подбирать слова, лексически связанные с заданным словом: «Что (кто) бывает. ?.». (грустным, злым, добрым, ласковым).

Изучение особенностей употребления детьми эмоционально-оценочной лексики при оценке нравственных качеств сверстников, охарактеризованных в стихотворениях. Детям читаются отрывки из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и задается вопрос: «Как можно назвать мальчика, о котором говорится в этом стихотворении?»

а). Если сын чернее ночи

Грязь лежит на рожице,

— Ясно – это плохо очень

Для ребячьей кожицы.

(Грязнуля)

б). Этот чистит валенки,

Моет сам калоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

(Аккуратный)

в). Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

(Чистоплотный)

Игры для развития эмоционально-оценочной лексики.

«Замени слово в предложении…»

Цель: закрепление умений подбирать синонимы к словам, обозначающим эмоции, чувства, нравственные качества.

Примерные варианты заданий:

У Вани было хорошее (веселое, радостное, счастливое) настроение.

У Лены было плохое (грустное, печальное, невеселое) настроение.

Жадность всякому горю (беде, несчастью) начало.

«Что бывает… (добрым, радостным)»

Цель: формирование умений подбирать слова, лексически сочетающиеся с заданным.

«Закончи предложение»

Цель: закрепление умений подбирать антонимы к словам, обозначающим эмоции, чувства, нравственные качества.

Например: «Этот мальчик грустный, а этот… (веселый, этот щедрый, а этот… (жадный)». Эти задания использовались сначала с использованием наглядности (специально подобранные иллюстрации, пиктограммы, а потом без нее.

«Кто что делает?»

Цель: активизация существительных и глаголов с эмоционально-оценочным значением.

Игровое правило: «Кому брошу мяч, тот отвечает». Используемая лексика : Плакса —… (плачет, Лгун —… (лжет, Обманщик —… (обманывает, Злой —… (злится, Весельчак —… (веселится, Храбрец —… (никого не боится, Неряха – (разбрасывает вещи, игрушки и др., Смельчак —… (никого не боится, Трус —… (боится, Плакса —… (плачет, Грустный —… (грустит, Драчун —… (дерется, Жадина —… (жадничает, Лодырь —… (не любит трудиться).

«Кого как называют?»

Цель: формирование умений подбирать существительные к глаголам, обозначающим действия. Ведущий: «Как называют человека, который всего боится?» (трус). А если это девочка? (трусиха)». «Как называют девочку, которая все время жадничает? (жадина). А если это мальчик? (тоже жадина)». Используемая лексика : Плачет —… (плакса, Лжет —… (лгун, Обманывает —… (обманщик, Злится —… (злюка, Веселится —… (весельчак, Не любит трудиться —… (лодырь, Никого не боится —… (смельчак, храбрец, Боится —… (трус, Плачет —… (плакса, Дерется —… (драчун, Жадничает —… (жадина, Ничего не умеет делать —… (неумеха).

«Найди ошибку».

Цель: закрепление умений подбирать эмоционально-оценочную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.

Примерные варианты заданий:

девочка радуется, потому что получила двойку;

сегодня праздник, поэтому мальчик грустит;

солнышко обрадовалось, т. к. набежали тучи и закрыли его;

крокодил Гена хохочет, т. к. Чебурашка заболел;

трусливый мальчик заступился за слабого и т. д.

«Найди себе пару».

Цель: формирование умений подбирать антонимы к словам, обозначающим эмоции и чувства, нравственные качества.

В ходе этой игры дети превращаются в слова. Ведущий шепчет на ушко каждому ребенку слово. Игроки должны найти свою пару – антоним.

Можно выделить следующие уровни развития эмоционально-оценочной лексики :

- дети, отнесенные к высокому уровню, понимают слова эмоциональной оценки и адекватно употребляют их для решения коммуникативных задач. Правильно объясняют их значения, приводят при этом разнообразные примеры ситуаций, подбирают антонимы, синонимы к изолированным словам, самостоятельно называют три и более слов разнообразного содержания, лексически сочетающихся с предложенным.

- дошкольники, которые обнаружили средний уровень, понимают значения слов эмоциональной оценки, но при их объяснении опираются на какой-либо один признак, часто лишь близкий по смыслу. Подбирают антонимы и синонимы к словам эмоциональной оценки, включенным в контекст. Самостоятельно подбирают три и более слов однообразного содержания, лексически сочетающихся с предложенным. Не всегда точно используют слова эмоциональной оценки в речи.

- дети, отнесенные к уровню ниже среднего, допускают ошибки в объяснении значений слов. При подборе синонимов и антонимов употребляют общеоценочную лексику, однокоренные слова, исходное слово с частицей не-, характеризуют соответствующую ситуацию. Называют 1–2 слова однообразного содержания, лексически связанные с заданным. Редко используют слова эмоциональной оценки для решения коммуникативных задач.

- дети, показавшие низкий уровень, не могут объяснить значения слов эмоциональной оценки, не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним задания или не понимают их. Часто употребляют общеоценочную лексику. Редко, иногда неправильно используют слова эмоциональной оценки для решения коммуникативных задач.

Публикации по теме:

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж)Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж) Вступление. В апреле 2015г. в моем блоге на maam.ru был опубликован пост «Хохломские напевы в технике граттаж», где я показала несколько.

Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой лепки «Миллефиори»Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой лепки «Миллефиори» Тема: Новогодняя открытка «Ёлочка в хрустальном шаре» Данный мастер-класс будет интересен для родителей, педагогов начального и дошкольного.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс по изготовлению макета бинокля из картонных втулок для педагогов или детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению макета бинокля из картонных втулок для педагогов или детей старшего дошкольного возраста Мастер – класс по изготовлению макета бинокля из картонных втулок для педагогов или детей старшего дошкольного возраста. Цель: Наглядно.

Мастер-класс по изготовлению макета самолета из пластиковой бутылки для педагогов или детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению макета самолета из пластиковой бутылки для педагогов или детей старшего дошкольного возраста Мастер – класс по изготовлению макета самолета из пластиковой бутылки для педагогов или детей старшего дошкольного возраста. Цель: Наглядно.

Мастер-класс по изготовлению макета танка из картонных втулок для педагогов или детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению макета танка из картонных втулок для педагогов или детей старшего дошкольного возраста Мастер – класс по изготовлению макета танка для педагогов из картонных втулок или детей старшего дошкольного возраста. Цель: Наглядно показать.

Мастер-класс по изготовлению поделки солдата из картонных втулок для педагогов или детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению поделки солдата из картонных втулок для педагогов или детей старшего дошкольного возраста Мастер – класс по изготовлению солдата из картонных втулок для педагогов или детей старшего дошкольного возраста. Цель: Показать детям.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Обогащение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ эмоционально-оценочной лексикой»
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 19:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Обогащение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ эмоционально-оценочной лексикой»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД