Мария Копцева
Мастер-класс для педагогов «Речевые кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед: Копцева. М. А
Мастер-класс для педагогов на тему: «Речевые кубики»
Часть 1.
• Актуальность:
Пособие «Речевые кубики» является средством обучения и воспитания в области «Речевое развитие» программы «Вдохновение». Данное пособие можно отнести к средству альтернативной коммуникации в системе работы с неговорящими детьми. Что такое средства альтернативной коммуникации – это все неголосовые (невербальные) системы коммуникации (жесты, пиктограммы, предметные символы и т. д). Таким образом, использование кубиков может применяться в практике как с неговорящими детьми для вызывания речи, так и с дошкольниками для становления грамматического строя речи, совершенствования фонематического слуха, развития их творческих способностей (словотворчества, расширения словарного запаса, развития связной речи и повышения уровня коммуникативных навыков.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речевые кубики“» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оно является ключом для раскрытия потенциала детей дошкольного и школьного возраста. Использование речевых кубиков возможно, как в изолированном виде, так и с опорой на наглядный материал, а также они могут служить дополнением к другим дидактическим пособиям и играм.
• Цель:
Расширение представлений специалистов об нестандартном и многообразном использовании пособия «Речевые кубики» и повышение профессионального уровня педагогов.
• Задачи:
1. Познакомить педагогов с дидактическим пособием «Речевые кубики»;
2. Рассказать о преимуществах использования речевых кубиков в ходе практики;
3. Расширить представления о положительном влиянии данного пособия на развитии ребенка в целом и совершенствовании всех сторон речи детей;
4. Показать неограниченные возможности применения кубиков и их функционального назначения в ходе занятий и в непосредственно образовательной деятельности с детьми.
• Оборудование:
Картинный материал, раздаточный материал, речевые кубики.
Познакомимся с ними поближе. В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые. Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом, на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг-другу. На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.
Смысловая направленность(7 кубиков):
Красные:
1. Семья (возраст, пол);
2. Профессии;
3. Незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);
Синие:
4. Время суток и погода;
5. Место действия;
Зеленые:
6. Волшебные предметы;
7. Транспорт;
Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:
8. Пространственные предлоги;
9. Эмоции;
10. Выразительность речи.
1.«Речевые кубики» – наглядный материал, удачно и просто сочетающий в себе игру, речь и общение, а также богатую содержательную основу для них. Главная их задача в том, чтобы ребенок заговорил – и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием.
«Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Пройдя все этапы работы с кубиками - от расширения и активизации словаря до артистических опытов - вы вместе с детьми подойдете к главной цели: будете легко придумывать истории и связно и выразительно их излагать, научитесь внимательно слушать собеседника и вести диалог, научитесь фантазировать и самовыражаться.
Данное пособие сопровождается руководством для педагогов и родителей, в котором имеются предложенные автором речевые игры и различные варианты использования речевых кубиков. Мы же решили показать свое видение на включение речевых кубиков в ход комплексного занятия по теме «Семья». Герои нашего занятия будут учиться понимать друг - друга без слов, разговаривать по телефону, путешествовать, узнавать новое о сказочных персонажах и даже колдовать.
2. Первое, с чего мы начнем – это формирование познавательного интереса у детей, активизация внимания и включение воспитанников в познавательную деятельность.
Используем кубик - «Время суток и погода». На гранях кубика имеются 6 пиктограмм: Солнце, Луна, Радуга, Снег, Дождь, Гроза. Этот кубик можно использовать для проведения подвижно-речевых игр, например, «Посмотри на небо, что ты видишь.» солнце – дети поднимают ручку, луна - все спят, радуга – все прыгают, гроза - все прячутся, топают ногами, и так далее по усмотрению педагога.
Для формирования познавательного интереса и активизации внимания, мы предлагаем детям отгадать загадки о погоде и частях суток, чтобы собрать части пазла и узнать, кто живет в доме. (Слайд 5)
Загадки: Бродит одиноко Если плачу – не беда, Загремел на
небе гром,
Огненное око. Вместо слез течет вода. Сотрясается весь
дом.
Всюду, где бывает, Я такой плакучий Я зажмурила
глаза,
Взглядом согревает. Из-за серой тучи. Что на улице?
(солнце) (дождь) (гроза)[/i]
Подразумевается, что с детьми заранее велась работа по дифференциации (определению) признаков определенных погодных явлений, поэтому по мере отгадывания загадок педагог вручает детям детали пазла. Либо, если это интерактивная форма занятия, мы видим, что как только дети отгадали все загадки на экране складывается пазл с изображением наших главных героев занятия. (Слайд 6)
Кубик «Семья» легко совмещается со всеми кубиками. С неговорящими детьми может быть организована работа по вызыванию речи, закреплению лексического значения слов, развитию фонематического слуха, имитации движений, формированию указательного жеста и т. д. Также, на логопедических занятиях мы можем организовать проведение артикуляционной или дыхательной гимнастики вместе с членами семьи.
Старших дошкольников мы просим подкинуть кубик и рассказать, кого они видят на грани кубика, где находится и чем занимается этот член семьи, глядя на сюжетную картину.
Например, Это мама. Мама сидит на стуле. Мама играет на пианино.
Здесь же ведется работа по формированию обобщающих понятий. Педагог задает вопрос: «Как назвать всех этих людей на картине одним словом?» (семья).
А теперь начинаются самая интересная часть - педагог рассказывает детям, что каждый член семьи приготовил для них свое увлекательное задание. Например, спрашивает: «Ребята, а кого вы еще видите на картине кроме людей?». Мы говорим, что котик по кличке Том хочет поиграть в прятки. Задача детей, используя кубик «Пространственные предлоги» объяснить где находится кот, относительно шкафа и подобрать подходящую грань кубика. Все схемы сначала «прочитываются» вместе со взрослым. (Слайд 7)
Например, Том спрятался за шкафом. Том спрятался в шкафу и т. д.
Далее обращаем внимание детей на мальчика, играющего в кубики на ковре. Говорим, что он мечтает стать настоящим фокусником и придумал волшебные предметы для каждого из своих родных. Но они куда-то подевались, и он расстроился, давайте узнаем, какое у мальчика сегодня настроение. Игра называется «Лото», наша цель – это подбор пиктограммы на кубике «Эмоции» к аналогичному картинному материалу. Педагог просит найти подходящую грань кубика при показе картинок и сказать какое настроение у малыша. (Слайд 8)
Например, Мальчик грустит. Он грустный. Мальчик сердится. Он сердитый, злой и т. д.