Ольга Потуремская
Мастер-класс для педагогов «Построй свою историю»
▼ Скачать + Заказать документы
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
Борис Заходер
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Построй свою историю» о применении приёмов конструирования в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. В основу мастер-класса положен деятельностный подход, авторами которого являются такие выдающиеся психологи как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев. Основу процесса его усвоения составляет чередование практических и умственных действий ребенка.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Построй свою историю“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструирования, о чем говорят нам требования ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками.
В нашем детском саду большого внимания конструктивной деятельности не уделяется и связано это с тем, что конструирование вынесено в самостоятельный вид деятельности (в связи с коррекционной направленностью учреждения).
В нашем учреждении имеются различные средства для конструирования. Это разнообразные наборы конструкторов на разные возраста, деревянный конструктор в индивидуальных коробках, а также большое количество мягких модулей, которые собраны в спортивном зале.
Предлагаю рассмотреть возможности различных конструктивных средств для детей определённых возрастных групп.
Мягкие модули могут максимально активизировать двигательную активность детей среднего дошкольного возраста. Ведь соединить конструирование и двигательную активность, именно в этой группе достаточно сложно. Свободный и творческий замысел, а так же его воплощение; мысленное оперирование образами, формирование пространственного представления, развитие творческого конструирования все эти качества можно развивать путём использования крупногабаритного строительного материала.
Конструируя из этого материала, дети объединяют его, ставя детали не только друг на друга, но и рядом друг с другом. Благодаря этому они обнаруживают эффект устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений. Причем в конструировании из модулей, в отличие от конструирования из мелких деталей, ребенок чувствует объем и вес используемых элементов. При практических действиях с модулями у ребёнка задействованы мелкие и крупные мышцы всего тела, что способствует развитию его сенсомоторной сферы и координации движений.
Примерные методические рекомендации по использованию мягких модулей
На занятиях по физической культуре - на закрепление основных движений (ходьба, бег «змейкой», соблюдение равновесия, прыжки с высоты, в подвижных играх.
Дорожка «Шагайка»
Предназначена для развития моторной ловкости, проведении динамического часа и подвижных игр.
В познавательных занятиях по математике (на закрепление количественного и порядкового счета, знания цифр и чисел; на закрепление умения различать цвета, геометрические фигуры).
Игровое задание: Возьми две детали одного цвета. Игровое задание: Возьми детали
разных цветов.
Для того, чтобы разнообразить занятия можно сконструировать из модулей корабль, машину или паровоз, на котором вы с детьми сможете отправиться в путешествия.
В познавательных занятиях по формированию целостной картины мира из модулей можно строить вольеры, заборы, домики и т. д. Кроме того на модули можно наклеить пластиковые карманы в которые вкладываются различные задания. «Кубик бросаем, задание выполняем» (можно сделать с кубическим модулем)
Модули можно применять при проведении динамических пауз на занятии, например игра «Прятки» Игровое задание: Спрячутся все ребята. Игровое задание: спрячутся все мальчики.
А теперь давайте с вами поиграем. Игровое задание: Построить разноцветную башенку.
Какова цель игрового задания? (обратиться к аудитории) - закрепить знания основных цветов, развивать общую моторику.
Детали из разных наборов мягких модулей дети с удовольствием используют в своих играх, выполняя разнообразные постройки.
Теперь поговорим про использование элементов конструирования в группах старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Конструктивные возможности этих детей значительно шире, воображение получает дальнейшее развитие, кроме того увеличиваются и моторные возможности детей. Виды конструкторов на слайдах. Хочу рассказать о новом конструкторе «Банчемс»
.
Сегодня мы построим несколько моделей из крупного конструктора Лего (который есть в каждой группе). В рамках изучения лексической темы «Транспорт». Одна группа строит машину, другая – паровоз. Задание для участников – придумать мотивацию для конструирования моделей. ( Например: «Из чего состоит транспорт?» (из деталей, которые нам напоминают элементы конструктора, так же можно связать с математикой (посчитав сколько нужно деталей всего, сколько – определенного цвета и т. д.)
Кроме того, чтобы вовлечь детей в деятельность, нужно придумать для них историю или проблему. Я предложу ребятам отправиться в Африку, а там, в джунглях, мы встретим животное. Какое? Они должны узнать, отгадав загадку. Внимание на слайд. Конструируют гориллу из крупного конструктора. Горилла попросит ребят найти ей друзей, а дети должны предложить способы их поиска
В рамках ОО «Художественно-эстетическое развитие» - нарисовать, слепить, склеить.
В рамках ОО «Речевое развитие» - придумать загадку, нарисовать отгадку, придумать рассказ о животных Африки и в конце изобразить их, поиграть в игру «Чей? Чья? Чьё?» и выставить картинки – отгадки и т. д.
В рамках ОО «Познавательное развитие» - соединить по точкам, решить примеры, найти следы и т. д.
В работе с детьми 6 – 7 лет помимо выше перечисленных конструкторов можно использовать и мелкий строительный материал. Кроме того, отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.
«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно!
К сожалению, использование наборов ЛЕГО при работе с детьми, особенно родителями, как правило, не имеющими необходимого опыта, ограничивается созданием построек зачастую без предварительного плана и обдумывания.
Еще очень важная задача ЛЕГО – научить разрушать. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового и его созидания.
На основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая вам всем очень хорошо известна, но с элементами лего. Игра «Чудесный мешочек». В этой игре у детей развивается тактильное восприятие формы, речь и происходит закрепление знаний по обучению грамоте.
Игра: «запомни и повтори» (коррекция памяти, мышления, речи)
Педагог выполняет ЛЕГО постройку, подробно разбирает, из каких деталей она состоит, а они по памяти ее воспроизводят.
Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения.
Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять нормально развивающемуся ребенку-дошкольнику, а детям с речевой патологией тем более. С лего становится интереснее работа по обучению анализа и синтеза. Выкладывать звуковые схемы слов из конструктора.
Пример: Звук А пришел в гости к своему другу звуку П. Они встали рядом и получился слог «АП».
- Сколько всего звуков дружат?
- Назови первый звук. И т. д.
Знакомство ребенка со схемой предложения.
Очень важно на самых первых этапах, когда ребенку еще очень трудно анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог», используя игрушки человечков, которые позднее размещаются на кирпичиках. В работе при составлении схемы слова, нахождении звука в слове можно с той же эффективностью использовать человечков в сочетании с длинным кирпичиком желтого цвета. А позднее человечка можно заменить маленьким кирпичиком соответствующего цвета. Под картинку ребенок кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка в то место на кирпичике, где слышит звук: в начале, середине или конце слова.
Также конструктор можно использовать в автоматизации звуков. Например: Нам нужно завести мотор, а мотор где мы можем встретить (в машине). Значит нужна машина, а из чего мы ее сделаем? (построили машину). А вот теперь, чтобы она поехала, нужно завести мотор.