Юлия Виноградова
Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обогащения предметно-развивающей среды детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук (lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Лэпбук как средство обогащения предметно-развивающей среды детского сада“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам - 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
В таком случае изготовлению лэпбука должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Зачем нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук, сделанный педагогом, становится дидактическим пособием для детей. В таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде.
Я считаю, что Лэпбук должен быть :
Информативен. Информация, должна быть понятна, соответствовать возрасту ребенка.
Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
Эстетичен. Пособие должно быть оформлено аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. (Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации).
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнёра)
Лэпбук — это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям. Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности :
• выбор темы;
• определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации;
• проработка макета книги;
• изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука.
Лэпбуки похожи на альбомы в технике скрапбукинг, которые давно стали популярны. Можно вдохновиться идеями для создания лэпбука, просматривая такие альбомы. Да и красивые штуки, кнопочки изащелочки можно купить в магазине товаров для скрапбукинга.
Для создания лэпбука понадобится :
• основа (папка, листы бумаги, альбом);
• ножницы;
• клей;
• цветная бумага и картон;
• скотч, ленточки и т. д.
Лэпбук можно сделать в форме книги, шкафчика, сундучка, домика. Его особая «изюминка» — множество кармашков с дидактическим материалом. В такие кармашки складываются предметные картинки, карточки с заданиями к игре и т. п.
Так как наступил Март, я предлагаю вам создать коллективный Лэпбук на тему «Весна».
Я заранее приготовила папку- основу нашего лэпбука.
Тема у нас уже есть теперь нужно определиться с планом. Давайте решим, какие подтемы будут входить содержание нашего пособия и запишем это на доске.
Педагоги предлагают подтемы.
Теперь я предлагаю разделиться на подгруппы, у каждой из которой будет своя задача.
1 подгруппа по шаблону вырезает кармашки, 2 подгруппа отбирает материал (картинки, тексты и дт.) подготовленные мною заранее, и предает их для вырезания 3 подгруппе.
Педагоги готовят необходимое содержание для Лэпбука, затем наклеивают кармашки на основу и маркерами подписывают их названия)
Вот такой содержательный лэпбук у нас получился. Я думаю, что теперь каждый из вас попробует самостоятельно создать такое дидактическое пособие, и будет использовать его в своей работе.
Спасибо за внимание.
Источники:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-lyepbuk-i-kak-ego-ispolzovat-vsyo-novoe-yeto-horosho-zabytoe-staroe-lyepbuk-ne-isklyuchenie.html
2. https://pedsovet.su/dou/6823_chto_takoe_lapbook