Альбина Сабирова
Мастер класс для педагогов на тему «Культура речи, или Выразительное общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета».
Цели:
Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения;
Систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета;
Пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.
Передача «Мамина школа»
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
(Слайд 1 Вас приветствует Кармановское телевидение)
(Слайд 2. Видео-заставка передачи «Мамина школа».)
Ведущий передачи:
Здравствуйте, мои уважаемые телезрители! И я, Шамагулова Айгуль, приветствую вас в передаче «Мамина школа». Согласитесь, речь современного человека становится скудной, невыразительной, торопливой, видимо, в связи появлением в этом мире новых технологий. Теперь можно и рта не раскрывать, но при этом можно обмениваться информацией с помощью компьютера, телефона, айпада, айфона.
Но согласитесь, вместе с речью развивается и ум, и психика, и зря мы спокойно пускаем это на самотек. Если дело так пойдет и дальше, то наши дети вскоре вообще разучатся излагать грамотно свои мысли, культурно разговаривать, и никогда не познают роскошь человеческого общения.
А тем временем педагоги, логопеды во весь голос кричат, что у наших детей сегодня большие проблемы с развитием речи.
Поэтому тема сегодняшней передачи «Культура речи или выразительное общение»
(Слайд 3 Культура речи или выразительное общение)
Передача пройдет в форме ток–шоу. И сегодня у нас в студии воспитатель младшей группы Кармановского детского сада «Ляйсан». Итак, давайте поприветствуем: воспитатель первой категории Сабирова Альбина Альфитовна. Также в ток–шоу принимают участие воспитатели детских садов Янаульского района Республики Башкортостан.
АШ: теперь слово дадим Альбине Альфитовне.
А. А: Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.
Культуре речи и этикету общения придается огромное значение в деловом мире. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Именно поэтому обладать прекрасными манерами и уметь выразительно передать свои мысли – залог успеxа для любого человека.
КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса:
КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО
(Слайд4)
А. Ш:Когда мы говорим о правильной речи, мы имеем в виду качества речи. О каких качествах речи вы можете рассказать?
А. А:Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К качествам речи относятся правильность, чистота, богатство, точность, логичность, уместность, выразительность, ясность.
(Слайд 5)
Правильность – это соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – это особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство, то есть умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – это употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей.
А. Ш: Давайте перейдем непосредственно к самим видам и жанрам речи. Расскажите пожалуйста.
Виды речи :
Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
Слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;
Письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
Чтение - восприятие графических символов и их понимание.
(Слайд 6)
Жанры речи :
Монолог – это жанр, образованный в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
.Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
(Слайд 7)
А. Ш: А сейчас ответим на такой вопрос: как происходит обучение культуре речи в ДОУ?
(Слайд 8)
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся :
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
(Слайд 9)
К сожалению, на практике бывает, что в нашей речи, речи педагогов, встречаются следующие недостатки:
монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
неправильное ударение в словах;
ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);
копирование речи малышей, «сюсюканье»;
использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.
Исходя из вышесказанного, перечислим основные требования, предъявляемые к речи педагога :
правильно произносить все звуки родного языка;
чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
А. Ш: Раскрыть всю полноту и содержание сегодняшней темы мы решили через «Речевой этикет», так как он играет важную роль в общении.
(Слайд 10)
А. А:Немного из истории речевого этикета
То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.
(Слайд 11)
(Слайд 12)
Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.
Нужно помнить и о не речевых (невербальных) средствах коммуникации. Это жесты, мимика, тональные особенности, поза.
(Слайд13)
Нужно помнить, что грубость вредит всегда и везде, никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить! Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с человеком. Да что там с человеком! Блистательная дрессура Дурова, как известно, основана именно на “поглаживаниях”. Как говорится ”Доброе слово и кошке приятно”! А злое всегда обижает.
(Слайд 14. Цирк)
Для того, чтобы не обидеть другого человека и чтобы быть интересным собеседником, нужно соблюдать следующие правила культуры речи :
Старайтесь говорить правильно, не употребляйте в речи грубых выражений.
Говорите только о том, что знаете.
Не спешите высказывать свои мысли.
Не будьте многословны. Подбирайте в беседе те слова, которые лучше всего выражают вашу мысль.
При разговоре не размахивайте руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
Не говорите быстро, не проглатывайте слова.
Не старайтесь перекричать собеседника. Если он говорит очень громко, начните говорить тихо, собеседник тоже перестанет кричать.
Будьте ласковы и приветливы.
(Слайд 15)
Во все времена ценились тактичные и вежливые люди, о чем свидетельствуют пословицы и поговорки.
(Слайд 16)
Очень правильно и красиво о роли общения в жизни человека сказал великий писатель Мигель де Сервантес. Сааведра
(Слайд 17)
Практическая часть.
А Ш: Спасибо вам за подробную характеристику культуры речи.
Уважаемые телезрители, вы любите путешествовать? Альбина Альфитовна вас приглашает в непростое путешествие.
А. А. : Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. (Звучит космическая музыка.)
(Слайд 18)
Первая планета – планета «Добрых слов».
(Слайд 19)
Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета
Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.
Игра «Солнечные лучики».
В каждом из нас есть маленькое солнце — это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».
(Слайд 20)
Молодцы, а наше путешествие продолжается. (Звучит музыка.)
Вторая планета – планета «Сказочная».
(Слайд 21)
Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут себя вежливо, и злые, которые невежливы.
Игра «Добрый – злой».
Я буду называть героев, если герой добрый, вы улыбнитесь, если злой – закройте лицо руками.
Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик–с–пальчик, Бармалей, Доктор Айболит.
Следующая планета - «Планета счастья».
(Слайд 22)
На этой планете живут маленькие человечки, которые требуют от нас большого внимания: чтобы мы побольше с ними разговаривали, беседовали, читали им потешки, сказки, стихи, занимались творчеством и чтобы все это происходило спокойно, эмоционально и обязательно доверительно и доброжелательно.
А. Ш. : А теперь немножко отдохнем и посмотрим видеоролик (Презентация с фотографиями).
А. А. : Посмотрев видеоролик, мы с вами вспомнили о том, какую работу мы ежедневно выполняем по развитию речи в детском саду.
Давайте поиграем в пальчиковые игры. Дети старшей группы нашего детского сада помогут мне.
(Слайд 23 Пальчиковые игры.)
Хотите поиграть еще в одну игру? Давайте.
Игра «Дракоша в пещере».
Это игра была для закрепления произношению звуков.
(Слайд 24)
А. Ш. Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету, с которой началось путешествие. Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на родную планету.
Альбина Альфитовна пришла на нашу передачу со своими воспитанниками. Она покажет интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и по развитию речи на тему «День рождение Маши».
Занятие.
И в конце передачи, Альбина Альфитовна, ответьте на один вопрос: «Какой бы главный совет дали зрителям по развитию культуры речи и по постановке правильной речи?»
А. А. : Главный наш совет – это развивать культуру речи через речь взрослого и через литературу, а также играя заниматься с детьми.
А. Ш В конце передачи мы хотим поблагодарить Альбину Альфитовну и наших зрителей и хотели бы раздать небольшие подарки. После передачи мы попросим вас посмотреть нашу выставку. А пока до новых встреч.