Екатерина Нейсина(Недбало)
Мастер-класс для педагогов «Квиллинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге, как средстве развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области работы с бумагой;
-научить на практике создавать простейшие фигуры из квиллинга;
-показать возможности квиллинга для развития творческих способностей детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Квиллинг“» размещена в разделах
- Квиллинг
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Оборудование: полоски бумаги для квиллинга,зубочистки, картон, клей, ножницы.
Предварительная работа:
- подбор методической литературы, материала по теме;
-подготовка материала для практической работы.
Ход мастер-класса
1. Постановка проблемы
Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е. А. Флерина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и т. д. Эффективным средством развитиятворчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ могут стать занятия квиллингом. Кроме того это еще и замечательный способ развития мелкой моторики. Этот вид работы с бумагой очень нравится детям, однако многие педагоги боятся использовать его на практике, т. к. плохо представляют себе сам процесс. Сегодня мы познакомимся с квиллингом как видом искусства и научимся выполнять простые поделки.
Из истории квиллинга
Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». У квиллинга длинная история : филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, «грелки» на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая — в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. (Рассказ сопровождается показом слайдов-иллюстраций.)
Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. С детьми удобнее всего использовать простые зубочистки. Это приводит нас к вопросу об инструментах для квиллинга. Мастера квиллинга используют достаточно много инструментов. Это:
• Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Можно изготовить такой инструмент из пробки от бутылки и иголки с длинным и широким ушком.
• Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т. к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
• Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для мак симально точной нарезки бахромы.
При работе с детьми достаточно ограничиться зубочистками. Клей лучше использовать ПВА – бутылочки с дозатором удобны для детей и он прочно соединяет детали.
Бумага для квиллинга сейчас доступна в книжных магазинах. Она представляет собой нарезанные полоски шириной 3 мм. Можно приобрести пачку цветной бумаги для принтеров и нарезать ее. Для детей можно нарезать полоски чуть более широкие – 5-7 мм. Подойдет также двухсторонняя тонированная бумага для детского творчества.
Техника квиллинга
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаё тся тем же: сворачиваем, прищипываем – используя свою фантазию, Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.
2. Практическая часть
Сегодня мы все вместе попробуем изготовить букет. Для этого каждый из Вас сделает несколько цветочков и листиков. Перед Вами на столах лежат необходимые материалы (полоски бумаги, клей, зубочистки, подносы для складывания готовых элементов). Мы начнем с простых элементов,с которых можно начинать работу с детьми. Прежде чем начать, предлагаю подготовить наши пальчики, как Вы сделаете это с детьми. Вспомните любую пальчиковую игру и проведете ее с нами (2-3 человека).
Пальчиковая гимнастика: “На морском дне»
Вот плывут медузы в гости, на арбузы.
Шевелит усами рак – старый доблестный моряк.
Рыбки веселятся и по дну резвятся.
А по дну гуляет краб, охраняет рыбий штаб.
Вот морские петушки выпрямляют гребешки.
Все крутились, веселились и куда-то схоронились.
Что случилось? Что стряслось?
Подплывает страшный гость.
Тишина, плывет акула!
Пасть разинула, зевнула.
Улеглась на бочок и уснула на часок.
Теперь наши руки подготовлены к работе, можно приступать.
Изготовление элементов «капля» и цветочков из них.
Создание коллективной работы (см. приложение 1)
3. Обратная связь, подведение итогов.
- Вот такой замечательный букет у нас получился. Надеюсь, и вы получили удовольствие в процессе его создания.
Итак, наш мастер-класс подходит к концу. Выскажите, пожалуйста ваши замечания, пожелания.
(Обмен мнениями)
В заключение предлагаю Вам сделать следующее задание. Теперь, когда Вы получили первоначальное представление о том, что такое квиллинг, попробуйте каждый сформулировать тезис - в чем заключается польза занятий квиллингом с детьми?
Пять минут работают самостоятельно, затем обмениваемся мнениями и формулируем общие положения:
Польза от занятий квиллингом с детьми :
1. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.
2. Способствует развитию эстетического вкуса, воображения.
3. Способствует развитию усидчивости, терпения, воспитывает аккуратность.
4. Способствует расширению кругозора, помогает в изучении цветов, форм.
5. способствует развитию образного и пространственного мышления.
6. Учит следовать устным инструкциям.
7. Стимулирует развитие памяти.
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за сотрудничество.
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. -М:Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -Москва. Просвещение, 1991.
3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
Интернет-ресурсы
1.https://allforchildren.ru/
2. .https://stranamasterov.ru/