Елена Самсонова
Мастер-класс для педагогов «Изготовление народной игрушки «Сорока-белобока»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Изготовление народной игрушки «Сорока-белобока» (Выступление на районном МО)
Подготовила Самсонова Е. А – воспитатель МБДОУ детский сад «Радуга» п. Чебеньки
Назначение игрушки : игрушка может стать новым экспонатом музея народных игрушек в ДОУ, для театрализованной деятельности с детьми, а также мастер-класс может быть полезен воспитателям для обмена опытом по духовно-нравственному воспитанию детей и изготовлению народных игрушек.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Изготовление народной игрушки „Сорока-белобока“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сорока, птица
- «Сорока-белобока», потешка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию навыков выполнения народной игрушки, направленной на развитие художественного творчества в работе с детьми и их родителями.
Задачи:
• Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
• Совместная отработка методических методов и приемов, поставленных в программе мастер-класса;
• Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования;
• формирование знаний о разнообразии русской народной игрушки;
• поспособствовать желанию создавать игрушки своими руками в детском саду и рекомендовать для работы с родителями в кругу семьи.
Нам понадобится:
- лоскуты натуральных тканей;
- для изготовления каши – маленькие шарики, скрученные из бумажных салфеток жёлтого и оранжевого цвета;
- ножницы, нитки, клей.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Вводная часть
(Показ мини-музея народной игрушки сопровождается рассказом о назначении народных игрушек)
Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадках, потешках, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах. Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей.
Одной из задач ФГОС ДО - является создание условий для приобщения дошкольников к народной культуре. Дошкольники знакомятся с музыкальным наследием, фольклором, предметами быта, особенностями национальных костюмов, с некоторыми видами народно – прикладного искусства.
Народная тряпичная кукла – это явление уникальное. Кукла является прекрасным образцом народного творчества.
Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется, значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Поэтому в своей работе я решила использовать образ народной куклы, как важное средство в социокультурном развитии дошкольников.
По мнению доктора педагогических наук И. А. Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С помощью игрушки дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь».
Создавая куклы, девочки из далёкого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам, созданным своими руками, относились очень бережно: никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице без присмотра. Кукол не только брали на посиделки, в гости, но и передавали по наследству, а молодожёнам дарили в день свадьбы.
Совместное творчество детей и родителей при выполнении народной игрушки решает сразу несколько задач:
- практичность (игрушки можно изготовить из вещей, которые стали малы или вышли из моды);
- экологичность (игрушки готовим из того, что под рукой, бросового материала);
- общение (делая совместное творческое дело, дети и родители разговаривают на любую интересующую тему, что помогает наладить контакт между родителями и детьми);
- знакомство с традициями нашей страны, народа, погружение детей, родителей и воспитателей в единую этнокультурную среду; (и детям, и родителям будет интересно узнать историю игрушки, которую они собрались делать);
- отвлечения от гаджетов, телевизора (совместное семейное творчество отвлечет ребенка на долгое время от использования гаджетов);
- создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;
- эмоциональное развитие (народные игрушки часто имеют яркие цвета и выразительные формы, чем вызывают у детей положительные эмоции и чувства. Игра с народными игрушками помогает детям развивать не только эмоциональную сферу, но и учиться выражать свои чувства);
- Социальное взаимодействие (игра с народными игрушками способствует развитию социальных навыков: дети учатся делиться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом и родителями);
- Значительное место в народной педагогике занимали всевозможные игры с ручками и пальчиками, которые сопровождаются простыми движениями рук, хлопками в ладоши и др. Мотив потешки, напеваемый во время массажа, пробуждает в душе ребёнка импульс к действию, например, потешка «Сорока-белобока».
Она начинается фразой «Сорока-белобока на припечке сидела, кашку варила…» Мама, разминая пальчики ребёнка, приговаривает:
Сорока-белобока на припечке сидела.
Кашку варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты дров не носил,
Печку не топил,
Тебе каши не дадим!
Педагог рассказывает о разных окончаниях потешки «Сорока-воровка» (Историю игрушки можно посмотреть в блоге у Натальи Плахтеевой)
Педагоги разбирают народные приметы, поговорки, связанные с сорокой
2. Продуктивная деятельность
Педагоги приглашаются к столу, где их ждут наборы для совместного творчества.
Воспитатель показывает и рассказывает, как выполнить игрушку.
3. Заключительный этап.
Рефлексия. Прощание.
Литература:
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М. :«Академия», 1999. - 168 с.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. - 304 с
3. Интернет источники