Мадина Черчесова
Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на занятиях по физкультуре для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: руководитель физического воспитания
«Все дети — это звёзды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая всё вокруг, а кто-то светит внутри себя. Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребёнке» Б. М. Теплов
С внедрением ФГОС и ФОП в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Игра – основной вид деятельности ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна» : дети прыгают, бегают. На самом же деле игра - это осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
Так как игра занимает огромное место в развитии личности ребенка, то она давно используется как педагогическое средство. Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
В координационно—подвижных играх соединяются три главных компонента: музыка, речь и движение. Они учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, а также развивают двигательные способности, память, речевое интонирование и чувство ритма.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении.
Музыкально – ритмическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на здоровье и двигательную активность ребенка.
Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.
Обратите внимание на то, как дети реагируют на звуки музыки. Их части тела начинают постукивать в такт и в конечном итоге они пускаются в пляс, который не поддается ограничению ни одним танцем мира. Их движения неповторимы и своеобразны и индивидуальны. Благодаря тому, что дети так чувствительны к музыке, они очень любят детские подвижные игры под музыку.
В свою очередь подобные игры помогают им раскрыться, выявить у них таланты. Дети становятся коммуникабельнее, легко идущими на контакт с коллективом.
Еще один большой плюс подвижных игр под музыку – вся полезная информация для ребенка поступает в легкой игровой форме, что упрощает процесс усваивания и делает его привлекательным. Все это совместно с активными действиями, такими как ходьба, бег, движения руками, прыжки и многими другими оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка.
Включение в подвижную игру соответствующую музыку служит интересным приёмом, обеспечивающим образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает чёткий сигнал к началу действия.
Организация музыкально - подвижных игр :
• Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.
• В играх с соревновательными элементами мелодия одна сменяет другую.
• Необходимо правильно подбирать темп музыки.
• Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.
• Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т. д.
• Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему.
• Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.
• Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
• Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей.
• Заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к утомлению принимающих участие в игре.
• Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.
• Не стоит забывать о подведении итогов игры.
Данные игры могут использоваться как на прогулке, физкультурных занятиях, так и на праздниках и развлечениях.
Цель данных игр:
• Придать яркую эмоциональную окраску подвижным играм на занятиях и развлечениях.
Задачи:
• учить детей действовать по музыкальному сигналу;
• учить различать музыку разную по характеру;
• выполнять действия в соответствии с музыкой;
• развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;
• развивать ловкость и быстроту движений;
• выполнять действия в соответствии с правилами;
• формировать умения действовать сообща.
Разучивать такие игры можно как на музыкальных занятиях, так и на физкультурных. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкой, а инструктор по физкультуре может на первоначальном этапе объяснить правила игры. Первоначально музыку нужно несколько раз послушать, выделить части, уловить динамические или темповые изменения. Если игра с пением, значит нужно разучить песню, попросить воспитателя повторить и закрепить слова в группе.
Только в этом случае дети смогут получить от игры удовольствие.
Музыкальных подвижных игр для детей существует множество.
Ниже я хочу предложить несколько подвижных игр, которые могут использоваться как на физкультурных занятиях, так и спортивных праздниках и развлечениях.
Подвижные музыкальные игры для детей разных возрастных групп в детском саду.
1 младшая группа: - «Птички и Кот». Веселая подвижная игра для детей, развивающая ловкость, быстроту реакции и внимательность. Дети изображают птичек, а один или двое детей – кота, которые пытаются их поймать.
Правила игры: Выбор кота. Выбирается ребенок, который будет котом.
«Гнезда» : На площадке обозначается место, которое будет служить «гнездом» для птичек.
Начало игры: Кот отворачивается и уходит на некоторое расстояние. Птички выбегают из гнезда и свободно летают по площадке, машут крыльями, изображая полет.
Кот ловит птичек: Кот поворачивается и пытается поймать птичек. Он может бегать, прыгать, но не должен отходить за границы игровой площадки.
Возвращение в гнездо: Дети – птички свободно двигаются врассыпную. По музыкальному сигналу «птички» должны вернуться в гнездо (садятся на стульчики).
Варианты и дополнения: Если кот поймал птичку (коснулся ее рукой, то пойманный ребенок становится котом.
2 младшая группа: - «Хитрый Кот». Подвижная игра для детей, сочетающая в себе движения под музыку.
Играющие «мыши» находятся «в домике» у одной из стен комнаты. У противоположной стены на стуле сидит «кот», он спит.
С началом звучания музыки «мыши» начинают двигаться под слова песни, выполняя различные движения (танцуя, бегая, приседая) и подкрадываются к «коту», присаживаются на корточки.
С началом звучания куплета песни, где описывается притаившийся кот и призыв мышкам убегать, «кот» просыпается и начинает ловить «мышей», дети убегают в «дом». Пойманные «мышки» становятся «котами» в следующей игре. Игра повторяется несколько раз.
Средняя группа: - «Солнышко и дождик». Музыкально-подвижная игра. Ее суть заключается в чередовании активной и пассивной фаз, которые определяются темпом и тональностью звучащей музыки (звучит веселая музыка во время «солнышка» и более спокойная во время «дождя»).
Когда играет музыка, дети танцуют, играют, бегают, как только музыка прекращается и становится слышно шум дождя – дети приседают на корточки, поставив ручки как домик над собой (либо забегают внутрь, лежащих на полу, обручей).
Главное в этой игре – чередование активности и спокойствия, а также развитие реакции слуха у детей.
Старшая группа: - «Пяточка - носочек». Музыкально-подвижная игра, развивающая координацию движений и внимание детей.
Правила: Дети встают вкруг, закрывают глаза. Воспитатель становится в центре круга и дирижирует игрой, показывая соответствующие движения. Дети повторяют движения за взрослым. Музыка делает игру более увлекательной и помогает детям лучше координировать движения под ритм.
Игра повторяется с другими ведущими из числа детей.
Подготовительная группа: - «Кто быстрее поднимет платок» : Динамичная и веселая игра, требующая быстроты реакции и ловкости.
Описание: Игра проводится под звуки зажигательной лезгинки. На ровной поверхности расстилается платок. Участники игры располагаются вокруг него на некотором расстоянии. С началом звучания музыки все участники кружат в танце вокруг платка. С остановкой звучания музыки, который служит сигналом к поднятию платка, каждый из детей старается первым забрать платок. Тот, кто это сделал первым, становится победителем и выходит на середину зала с платком и продолжает танцевать лезгинку.
Варианты: Можно разделить игроков на команды и использовать несколько платков, чтобы повысить шансы на победу.
Это игра развивает координацию движений и способствует созданию позитивного эмоционального настроя.
Вывод: Главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Список используемых источников :
1. Шунина Л. М. -инструктор по физкультуре - «Использование музыкальных подвижных игр на занятиях физкультуры детей старшего дошкольного возраста» (Образовательная социальная сеть)
2. Кононова Н. В. – музыкальный руководитель – Методическая разработка. «Музыкальные подвижные игры как средство физического воспитания дошкольников.
3. Мустафаева З. И., Куртипова Э. М. Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
4. Рожкова Е. Ю. Музыкально-подвижные игры. Методическая разработка по физкультуре. (Образовательная социальная сеть).