Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на занятиях по физкультуре для дошкольников»

Мадина Черчесова
Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на занятиях по физкультуре для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: руководитель физического воспитания

«Все дети — это звёзды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая всё вокруг, а кто-то светит внутри себя. Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребёнке» Б. М. Теплов

С внедрением ФГОС и ФОП в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

Темочки:

Игра – основной вид деятельности ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна» : дети прыгают, бегают. На самом же деле игра - это осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

Так как игра занимает огромное место в развитии личности ребенка, то она давно используется как педагогическое средство. Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

В координационно—подвижных играх соединяются три главных компонента: музыка, речь и движение. Они учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, а также развивают двигательные способности, память, речевое интонирование и чувство ритма.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении.

Музыкально – ритмическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на здоровье и двигательную активность ребенка.

Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.

Обратите внимание на то, как дети реагируют на звуки музыки. Их части тела начинают постукивать в такт и в конечном итоге они пускаются в пляс, который не поддается ограничению ни одним танцем мира. Их движения неповторимы и своеобразны и индивидуальны. Благодаря тому, что дети так чувствительны к музыке, они очень любят детские подвижные игры под музыку.

В свою очередь подобные игры помогают им раскрыться, выявить у них таланты. Дети становятся коммуникабельнее, легко идущими на контакт с коллективом.

Еще один большой плюс подвижных игр под музыку – вся полезная информация для ребенка поступает в легкой игровой форме, что упрощает процесс усваивания и делает его привлекательным. Все это совместно с активными действиями, такими как ходьба, бег, движения руками, прыжки и многими другими оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка.

Включение в подвижную игру соответствующую музыку служит интересным приёмом, обеспечивающим образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает чёткий сигнал к началу действия.

Организация музыкально - подвижных игр :

Педагог должен знать наизусть ход и правила игры.

• В играх с соревновательными элементами мелодия одна сменяет другую.

• Необходимо правильно подбирать темп музыки.

• Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.

• Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, считалками, стихами, эмоциональной музыкой и т. д.

• Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему.

• Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.

• Важно следить за дозировкой физической нагрузки.

• Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей.

• Заканчивать игру нужно своевременно, т. к. её затягивание может привести к утомлению принимающих участие в игре.

• Сигнал об окончании игры подаётся, когда дети получили от неё удовольствие.

• Не стоит забывать о подведении итогов игры.

Данные игры могут использоваться как на прогулке, физкультурных занятиях, так и на праздниках и развлечениях.

Цель данных игр:

• Придать яркую эмоциональную окраску подвижным играм на занятиях и развлечениях.

Задачи:

• учить детей действовать по музыкальному сигналу;

• учить различать музыку разную по характеру;

• выполнять действия в соответствии с музыкой;

• развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве;

• развивать ловкость и быстроту движений;

• выполнять действия в соответствии с правилами;

• формировать умения действовать сообща.

Разучивать такие игры можно как на музыкальных занятиях, так и на физкультурных. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкой, а инструктор по физкультуре может на первоначальном этапе объяснить правила игры. Первоначально музыку нужно несколько раз послушать, выделить части, уловить динамические или темповые изменения. Если игра с пением, значит нужно разучить песню, попросить воспитателя повторить и закрепить слова в группе.

Только в этом случае дети смогут получить от игры удовольствие.

Музыкальных подвижных игр для детей существует множество.

Ниже я хочу предложить несколько подвижных игр, которые могут использоваться как на физкультурных занятиях, так и спортивных праздниках и развлечениях.

Подвижные музыкальные игры для детей разных возрастных групп в детском саду.

1 младшая группа: - «Птички и Кот». Веселая подвижная игра для детей, развивающая ловкость, быстроту реакции и внимательность. Дети изображают птичек, а один или двое детей – кота, которые пытаются их поймать.

Правила игры: Выбор кота. Выбирается ребенок, который будет котом.

«Гнезда» : На площадке обозначается место, которое будет служить «гнездом» для птичек.

Начало игры: Кот отворачивается и уходит на некоторое расстояние. Птички выбегают из гнезда и свободно летают по площадке, машут крыльями, изображая полет.

Кот ловит птичек: Кот поворачивается и пытается поймать птичек. Он может бегать, прыгать, но не должен отходить за границы игровой площадки.

Возвращение в гнездо: Дети – птички свободно двигаются врассыпную. По музыкальному сигналу «птички» должны вернуться в гнездо (садятся на стульчики).

Варианты и дополнения: Если кот поймал птичку (коснулся ее рукой, то пойманный ребенок становится котом.

2 младшая группа: - «Хитрый Кот». Подвижная игра для детей, сочетающая в себе движения под музыку.

Играющие «мыши» находятся «в домике» у одной из стен комнаты. У противоположной стены на стуле сидит «кот», он спит.

С началом звучания музыки «мыши» начинают двигаться под слова песни, выполняя различные движения (танцуя, бегая, приседая) и подкрадываются к «коту», присаживаются на корточки.

С началом звучания куплета песни, где описывается притаившийся кот и призыв мышкам убегать, «кот» просыпается и начинает ловить «мышей», дети убегают в «дом». Пойманные «мышки» становятся «котами» в следующей игре. Игра повторяется несколько раз.

Средняя группа: - «Солнышко и дождик». Музыкально-подвижная игра. Ее суть заключается в чередовании активной и пассивной фаз, которые определяются темпом и тональностью звучащей музыки (звучит веселая музыка во время «солнышка» и более спокойная во время «дождя»).

Когда играет музыка, дети танцуют, играют, бегают, как только музыка прекращается и становится слышно шум дождя – дети приседают на корточки, поставив ручки как домик над собой (либо забегают внутрь, лежащих на полу, обручей).

Главное в этой игре – чередование активности и спокойствия, а также развитие реакции слуха у детей.

Старшая группа: - «Пяточка - носочек». Музыкально-подвижная игра, развивающая координацию движений и внимание детей.

Правила: Дети встают вкруг, закрывают глаза. Воспитатель становится в центре круга и дирижирует игрой, показывая соответствующие движения. Дети повторяют движения за взрослым. Музыка делает игру более увлекательной и помогает детям лучше координировать движения под ритм.

Игра повторяется с другими ведущими из числа детей.

Подготовительная группа: - «Кто быстрее поднимет платок» : Динамичная и веселая игра, требующая быстроты реакции и ловкости.

Описание: Игра проводится под звуки зажигательной лезгинки. На ровной поверхности расстилается платок. Участники игры располагаются вокруг него на некотором расстоянии. С началом звучания музыки все участники кружат в танце вокруг платка. С остановкой звучания музыки, который служит сигналом к поднятию платка, каждый из детей старается первым забрать платок. Тот, кто это сделал первым, становится победителем и выходит на середину зала с платком и продолжает танцевать лезгинку.

Варианты: Можно разделить игроков на команды и использовать несколько платков, чтобы повысить шансы на победу.

Это игра развивает координацию движений и способствует созданию позитивного эмоционального настроя.

Вывод: Главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Список используемых источников :

1. Шунина Л. М. -инструктор по физкультуре - «Использование музыкальных подвижных игр на занятиях физкультуры детей старшего дошкольного возраста» (Образовательная социальная сеть)

2. Кононова Н. В. – музыкальный руководитель – Методическая разработка. «Музыкальные подвижные игры как средство физического воспитания дошкольников.

3. Мустафаева З. И., Куртипова Э. М. Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

4. Рожкова Е. Ю. Музыкально-подвижные игры. Методическая разработка по физкультуре. (Образовательная социальная сеть).

Публикации по теме:

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование игровых технологий в работе с детским оркестром на музыкальных занятиях в ДОУИспользование игровых технологий в работе с детским оркестром на музыкальных занятиях в ДОУ Использование игровых технологий в работе с детским оркестром на музыкальных занятиях в ДОУ. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Использование настольного театра на музыкальных занятияхИспользование настольного театра на музыкальных занятиях Музыкальное занятие с применением настольного театра "Сказка о Щелкунчике" В занятии используется музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастикаИспользование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастика Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях «Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на занятиях по физкультуре для дошкольников»
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 18:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование музыкальных подвижных игр на занятиях по физкультуре для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Мадина Черчесова (УИ 3083127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД