Татьяна Халявина
Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком» для детей раннего возраста
Цель: Способствовать овладению педагогами развивающих игр с песком.
Задачи:
Образовательные: познакомить педагогов с игровыми приемами, которые активизируют познавательную деятельность.
Развивающие: развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук;
развитие тактильной чувствительности;
развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность.
Методы и приемы: исследовательская, практическая, игровая.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры с кинетическим песком“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Кинетический песок
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Оборудование и материалы: лоток (контейнер) с кинетическим песком, доски, тарелки с камешками и пуговками, формочки, небольшие игрушки – звери, памятка по изготовлению кинетического песка в домашних условиях.
Ход мероприятия
Вводная часть:
Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир.
Но сначала я предлагаю мысленно перенестись в свое счастливое детство, окунуться в это незабываемое время, когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко, лепили куличики, весело приговаривали: «Я куличики люблю, из песка их испеку».
Вспомнили себя в детстве, когда долгие, но незаметные часы проводили в песочницах своего двора?
Я вам предлагаю еще раз побывать в этом незабываемом времени под названием «Детство».
С чем же ассоциируется «Мир детства» у вас? (ответы). И, конечно же со сладостями, что бы погружение в мир детства было наиболее полным, я хочу вас угостить конфетками, а конфетки не простые с пожеланиями. Прошу вас обратить внимание на пожелания, у кого находятся пожелание «новых идей» прошу выйти и принять участие в мастер-классе.
Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. Это новый формат песка, в последнее время он достаточно популярный.
Откуда же пришёл к нам в Россию кинетический песок?
Однажды обычная шведская семья прогуливалась по парку. При виде песочницы трехлетние Карл и Агата наперегонки побежали лепить куличики. «Мама, а давай принесем песочек домой!» – попросила малышка. «Доченька, он ведь грязный. Да и как же мы его принесем?» – возразила мама.
А вот папа, по образованию химик, все это время молчал – от того, что уже придумывал, как назовет свое новое изобретение. «Песок, который живет и двигается… Назову-ка я его KineticSand». Так и появилось на свет изобретение под названием «кинетический песок».
Оно быстро завоевало симпатии тысяч родителей и детей по всей Швеции. Уже через несколько месяцев кинетический песок можно было купить практически в любом детском магазине.
Сегодня это чудо добралось и до нас! Для многих он до сих пор остается таинственным и неизученным. Чем же уникален кинетический песок? Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, необыкновенно пластичный, не липнет к рукам и другим поверхностям, сухой и немного прохладный на ощупь, он меняется каждую минуту, будто живой.
Так что же входит в состав чудо-песка? — спросите вы.
Производственный кинетический песок на 98% состоит из кварцевого песка и еще в нем 2% силикона с антисептиком. В России кинетический песок имеет такой же состав и получил название «Космический песок». Отличия лишь в том, что у шведского песка размер песчинок больше, а у российской песчинки мельче, за счет чего наш товар более мягкий и воздушный на ощупь. Куличики из шведского песка довольно быстро растекаются, а из российского — держат форму, пока их не сломаешь.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей.
Пересыпание из одной руки в другую или между пальцами вызывает приятные тактильные ощущения, создавая условия для психологической разгрузки; раскладывание смеси по формочкам тренирует координацию движений рук, а наблюдение за процессом оказывает успокаивающее действие; можно предложить детям выбирать из песка мелкие предметы, таким образом тренируется внимание, усидчивость; а можно просто создавать традиционные пирожки, башенки и другие предметы, это развивает фантазию и воображение детей.
Вот такой замечательный волшебный песок!
Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития малышей. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.
Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют :
Развить мелкую моторику
Совершенствовать сенсорное восприятие
Осуществлять подготовку руки к письму
Развивать речь
Развить творческое мышление
Вовлекать в ролевые игры
Тренировать внимание
Расслабляться и успокаиваться
Дети с радостью играют в группе с волшебным песком и используют различные виды работы такие как:
игры в адаптационный период, такие игры как : «Здравствуй песок», «Знакомство с песком», «Штампики»; «Весёлые ладошки», «Отпечатки»; «Необыкновенные следы»,
– конструирование из песка, дети при помощи формочек конструируют объёмные предметы; вырезают формами; наполняют фигурные формы.
- игра «Геометрические бусы для мамы», «Транспорт».
– игра «Угостим кукол пирожными»,
– экспериментирование;
– рисуем на песке;
– пишем на песке
– составление узоров на песке;
– создание картин на песке и “песочного мира” игра «Песочный замок для Феи», «Песочный гараж»
Как видите — достоинств множество.
Практическая часть мастер-класса
Теперь, когда вы познакомились с удивительными свойствами песка, можно приступать к играм.
Для организации игр Вам потребуется кинетический песок, в качестве песочницы можно использовать подносы с невысокими бортиками, так же необходимы пластиковые формочки разнообразной тематики, формочки для теста, стеки, палочки от мороженого, большой набор миниатюрных предметов и игрушек.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб детей нам воспитать
Мало просто надо знать.
Надо быть активным, смелым,
Добрым, сильным,
А ещё желательно делать всё внимательно.
Игра «Здравствуй песок»
Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.
Содержание:
Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?
Дотронувшись до кинетического песка мы с вами превратились в волшебных строителей. И теперь мы можем играть и создавать сказки для себя и делится своим настроением с другими.
Давайте представим, что мы находимся у Лукоморья,
где на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Содержание:
«идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«ползут змейки» - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Игра «Прятки»
Цель: развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности.
Дети очень любят искать спрятанные предметы.
Для этой игры взрослый прячет в кинетическом песке любые фигурки, пуговицы, маленькие игрушки. Ребенок должен найти определенную игрушку, найти все спрятанные игрушки, найти определенное количество спрятанных игрушек.
Игра «Лепим куличики»
Цель: знакомить со свойствами кинетического песка; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.
Наполняем формочки, разной тематики, песком.
Можно составлять целые композиции из куличей разной формы и высоты.
Игра «Волшебные ладошки на песке».
Цель: развитие координации рук, воображение, фантазию детей.
Давайте сделаем опечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисуем их или дополните их камешками, чтобы получились весёлые опечатки (рыбки, мордочки, птички и т. д).
Заключительная часть (рефлексия и обратная связь)
Спасибо коллеги за активное участие в практической части мастер класса.
И в конце нашей встречи я хочу вам предложить создать поляну настроения, отражающую ваше впечатление о мастер-классе.
Если вам все понравилось, и вы будете использовать в своей практике игры с кинетическим песком, то поднимите зеленый кружок вверх. Если у вас остались вопросы, то поднимите жёлтый кружок вверх, ну а если вы считаете, что полученный опыт вы не будете использовать в своей работе поднимите красный кружок.
Уважаемые коллеги хочу вам всем предложить буклет с рецептами изготовления кинетического песка самостоятельно в домашних условиях, так как его стоимость в продаже достаточно велика.
Желаю Вам, чтоб дети в вашей группе,
Светились от улыбок и любви.
Здоровья Вам и творческих успехов,
В век инноваций, новизны!