Елена Еговкина
Мастер-класс для педагогов «Введение понятий величины в индивидуальной работе с детьми посредством трехступенчатого урока»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс в рамках городской недели математики.
Автор: Е. В. Еговкина, педагог-психолог МБДОУ «Д\с №2».
Тема: «Введение понятий величины в индивидуальной работе с дошкольниками через трехступенчатый урок»
Актуальность:
В своей работе часто сталкиваюсь с тем, что дошкольники любого возраста испытывают затруднения в усвоении понятий величины ( н-р: понятия «широкий», «толстый», «высокий» заменяют понятием «большой»). Еще труднее дети усваивают сравнительные понятия (выше, чем, ниже, чем и т. п).
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Введение понятий величины в индивидуальной работе с детьми посредством трехступенчатого урока“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Наш опыт показывает, что с детьми, имеющими низкий уровень актуального развития, ОВЗ и часто болеющими, понятия разных величин в индивидуальной работе усваиваются быстрее через 3-х ступенчатый урок. И для его проведения совсем не обязательно использовать Монтессори-материал и иметь специальное образование.
Информирование о предлагаемой форме:
Трехступенчатый урок – часть индивидуального занятия по введению новых понятий. Провожу только после презентации. На одном занятии обычно ввожу три понятия. Таким образом, занятие состоит из трех ступеней.
1ступень. «Это - …». Впечатление актуализируется – ощупывается, осматривается и т. п. соответствующий предмет. И называется соответствующее понятие. Устанавливается связь между уже сформированным в процессе работы представлением и словом.
2 ступень. «Дай мне …». Только что установленная связь отрабатывается, упрочивается. Понятие пока попадает в пассивный словарный запас (для этого ребенка постоянно прошу выбрать из нескольких предметов тот, который соответствует называемому понятию). Вторая ступень – основная в трехступенчатом занятии. Чтобы работа не утомляла ребенка, задания даю разнообразные: дай, выбери, возьми себе, унеси, спрячь, положи и т. п. За это время предметы несколько раз перемешиваются.
3 ступень. «Что это?» или «Какой это?». Понятие переводится из пассивного в активный словарь.
Если ребенок ошибается на второй или на третьей ступени, то необходимо вернуться на предыдущую.
Качествами трехступенчатого урока являются : краткость, простота, объективность, а также:
- отсутствие системы оценок (не указываем на ошибки, а возвращаемся на предыдущую ступень или переносим урок на другой день);
- возможность самостоятельно находить и исправлять ошибки (про характеристики материала – толстый, значит толстый);
- создание возможности для самообучения и саморазвития (то же, что в предыдущем).
Постановка целей и задач мастер – класса
Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс, который будет состоять из двух частей. В первой части мы с воспитанницей подготовительной группы продемонстрируем Вам 3-х ступенчатый урок по введению понятий : тонкий, толстый, тоньше, чем, толще, чем на Монтессори-материале «коричневая лестница». Во второй части мастер-класса я проведу 3-х ступенчатый урок по введению понятий величины (на ваш выбор) на обычном материале и уже с помощью кого-то из Вас.
По окончании этой работы мы с Вами сформулируем правила проведения 3-х ступенчатого урока, поэтому подмечайте особенности!
Показ трехступенчатого урока + комментарии
Обратная связь:
Предлагаю сформулировать правила (записать на доске) проведения трехступенчатого урока и выбора материала.
Примерные правила:
1. В материале должен изменяться только один параметр (если вводим величину, цвет не меняется).
2. Трехступенчатый урок проводится на знакомом ребенку материале (до этого проведена презентация).
3. Трехступенчатый урок проводится индивидуально, а презентовать материал можно для всей группы.
4. Педагог находится справа от ребенка. Если ребенок левша-педагог слева и показывает левой рукой.
5. Материал должен максимально соответствовать особенностям вводимого параметра (если длинный, то длинный).
6. Речь педагога не должна быть многословной.
Рефлексия (вопросы участников, заключительное слово).