Елена Кондракова
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия:
повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре
2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по профориентации.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре с использованием кейс-технологии.
4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Практическая значимость:
содержательный материал представлен в рамках распространения
педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Ход
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас на мастер - классе. Возможно, Вы увидите то, что уже используете в своей работе, а что-то возьмете на заметку. Для начала я должна Вам сообщить тему мастер- класса, но давайте мы вместе с вами ее сформулируем. А для этого Вам нужно отгадать ребусы. (слайд2)
ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка.
Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.
Мир профессий в обществе- это сложная, динамичная, постоянно
развивающаяся система. (слайд3)
Коллеги, расскажите, легко ли вы выбрали свою профессию?
Как правило, сделать выбор очень сложно.
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …
Профессиональная ориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Коллеги, какие формы и методы в своей работе используете Вы?
В воспитательной работе используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.
В воспитательной работе используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.
*экскурсии - выступают важным средством развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия;(слайд4 ,5,6)
*информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) : виртуальные экскурсии - позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, дают возможность более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности; (слайд7)
*беседы - в ходе бесед дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий; (слайд8)
*театрализация - в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области; (слайд9)
*спортивные мероприятия помогают детям закрепить знания о профессиях и их значении в жизни людей; (слайд10)
*работа с родителями - в работе над ранней профориентацией детей необходимо донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с трудом родителей – это фактор огромного воспитывающего значения; зная, кем работают отец и мать возвышает их авторитет в глазах растущего человека; (слайд11)
*дидактические игры, наглядные пособия дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению. (слайд12)
*сюжетно-ролевые игры, где ребёнок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. (слайд13-22)
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Социализация ребенка– дошкольника, его ранняя профессиональная ориентация в мире профессий проводится в большей степени через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Игровая и трудовая деятельность в развитии ребенка выделены ФГОС ДОО как приоритетные.
Сегодня я хочу Вас познакомить с одной из современных технологий, которая объединяет практически все формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Это кейс-технология в основе, которой лежит игровая деятельность. Название произошло от английского «case»- чемоданчик, портфель и латинского «casus» - ситуация, обстоятельства.
Что такое кейс и кейс-технология?
Кейс – это строящее на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. В каждом случае есть пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, и требуется в сложившихся условиях предложить определенный вариант действий.
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Использование кейса в работе по ранней профессиональной ориентации помогает ребенку по своему желанию самостоятельно собирать и организовывать информацию по изучаемой профессии. В любое удобное время ребенок самостоятельно или со сверстниками может взять кейс и поиграть, выбрав ту форму ознакомление с профессией, которая ему близка, это может быть и дидактическая игра, сюжетно- ролевая игра, художественно-продуктивная деятельность, исследовательская деятельность. Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому. Работа по профориентации дошкольников в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.
Собрать такой кейс не составит большого труда. Что в него может входить? Это дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевой игре, карточки-иллюстрации с проблемными ситуациями, оборудование для художественно-продуктивной, исследовательской, трудовой деятельности, тематические альбомы, коллекции материалов (ткани, обои, плитки) и т. п., объединённые одной темой. (слайд 23)
Коллеги, предлагаю сейчас собрать такой кейс для ознакомления с профессией полицейского.
В заключение теоретической части хочется отметить, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, в том числе и интерактивную педагогическую кейс- технологию, которая является интересным, творческим, перспективным направлением педагогики. Использование ее в моей практике позволяет мне успешно решать многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике в работе с детьми по ознакомлению с профессиями.
Пример работы с кейсом «Профессия врача».(видео слайд 24)
На первом этапе знакомлю детей с мультфильмом по произведению В. Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок». Затем предлагаю детям сформулировать проблему исходя из данной ситуации в мультфильме: Бегемот боялся делать прививки и сбежал от врача. Какие последствия могут быть? Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма» : Почему заболел Бегемот? Как найти выход из данной проблемной ситуации?
Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предложения.
На втором этапе дети приходят к решению, чтобы не болеть нужно проходить обследование, делать прививки и помочь нам в этом могут врачи.
Используя дидактические игры «Собери чемоданчик для врача»- нужно выбрать предметы, относящиеся к врачебной деятельности (градусник, фонендоскоп, шпатели, шприцы и т. д.) , «Кто помогает врачу» - из серии картинок выбрать необходимые: медсестра, лаборант, санитар, регистратор, строитель, инженер, сантехник, электрик и т. д. дети закрепляют знания о профессии.
На третьем этапе дети делятся на подгруппы по желанию, предлагается поиграть в сюжетно-ролевую игру «Больница», нарисовать себя в профессии, построить здание для больницы.
- Уважаемые Коллеги, современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. (слайд 25)
Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества. Спасибо за внимание.