Наталья Мороко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роль интерактивных методов, приемов и технологий в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на использование в практике интерактивных методов, приемов и технологий.
Участники: педагоги и специалисты ДОУ
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Роль интерактивных методов, приемов и технологий в развитии детей дошкольного возраста»
Введение в тему:
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Роль интерактивных методов, приемов и технологий в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современный мир предъявляет свои требования к тому, какой должна быть успешная личность 21 века: открытой к вешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также положительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Современная модель образования и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе, прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены на познавательную активность дошкольника и в целом предъявляет высокие требования к выбору методов обучения.
Актуальным становится применение интерактивных методов.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивная технология способствует становлению коммуникативной компетентности, развивает умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей связанные с применением интерактивных педагогических технологий обучения. Предлагаю вам с ними познакомиться.
Прежде чем преподнести новый материал дошкольникам, воспитатель часто закрепляет имеющиеся у них знания. Сухой вопрос «что вам известно о том или ином предмете и явлении?» я часто заменяю интерактивным приемом «Паутина».
И так, тема нашей образовательной деятельности «К нам весна шагает быстрыми шагами» и мы будем плести паутину в рамках этой темы. Давайте вспомним, что мы знаем о весне. (в руках у педагога клубок, он отвечает на вопрос и передает клубок другому и т. д. пока не закончатся ответы). Так же этот прием можно использовать при решении проблемных ситуаций, обсуждении содержания проекта и т. д.
А сейчас я вас познакомлю, как совместно с ребятами можно спланировать предстоящую деятельность.
В этом нам поможет метод «Модерации», который заимствован у учителей и адаптирован для работы с дошкольниками, он побуждает людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.
Возьмем такую ситуацию: сегодня пятница, а с понедельника начинается новая тематическая неделя. Вам необходимо спроектировать работу по теме «Осень» на предстоящий период. Всем известно, что для того, чтоб детям была интересна деятельность, они должны участвовать в ее планировании. Так вот, тема известна, задачи поставлены, я обращаюсь к вам, что бы вы хотели узнать нового по теме «Осень».
А разделить знакомый материал и то, о чем вы хотели бы узнать можно, используя один из интерактивных приемов «Корзина идей».
Вариантов применения этого приема несколько, остановимся на одном из них. Те, кто желает озвучить то, что он уже знает, берет овощ, озвучивает информацию и помещает его в корзинку. А те, кто хочет, что – то узнать – берет фрукт, проговаривает и кладет в корзинку. Педагог фиксирует то, чем дети хотели бы восполнить свои знания, вносит свои предложения. Далее ребята делятся на группы, те кто положили в корзинку фрукты – будут добывать информацию самостоятельно (книги, родители, интернет, педагоги, сверстники и т. д., а дети, которые помещали овощи будут выступать в роли аналитиков (они могут соглашаться или не соглашаться, высказывая свои предположения). В течении темы мы узнаем, что – то новое и заменяем в корзине фрукт на овощ. В обобщающей беседе мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.
Скажите пожалуйста с какой целью применяется Тризовский метод «Фокальных объектов»? Я часто заменяю его интерактивным методом «Кластер». (Напр. для решения задачи – учить подбирать «примерять» к определенному объекту свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов).
На доске расположена снежинка (в середине пространства). Задание: перед вами лежат карточки с различными изображениями. Возьмите, пожалуйста, каждый по карточке и объясните, есть ли что – то общее у вашего изображения и снежинки. Если все будут согласны с вашим предположением, карточка размещается в кластере (на доске).
Еще одна интересная интерактивная технология «Пазлы», заимствована она мной у хореографов и так же адаптирована для работы с дошкольниками. Для того чтобы нам узнать, о чем сегодня будем говорить я предлагаю собрать картинку. Возьмите по желанию жетончики с цифрами и можно присесть. Тем, кому жетончики не достались – я раздаю по три цветовых жетончика (красный, зеленый, желтый). Красный означает не согласен, желтый воздержался, зеленый – согласен. Участникам с карточками (соответственно цифрам) задается вопрос (согласно поставленным задачам занятия, вопросов должно быть столько, сколько участников с карточками. Вы отвечаете на вопрос и выкладывает свой пазл на стол, и так следующий, пока картинка не будет собрана.
Оценивать ответы детей будут участники с кружочками. Этот интерактивный прием называется «Светофор».
Вопросы:
1. Подберите словосочетание к слову «мороз».
2. Назовите зимние месяцы.
3. Назовите признаки зимы.
4. Чем отличается декабрь от января и февраля?
5. Как называются зимние осадки?
6. Чем пахнет зима?
7. За чем зима наступает?
8. Назовите зимние сказки.
Методов, позволяющих эффективно, грамотно и интересно подвести итоги деятельности существует разнообразное количество.
Я предлагаю подвести итог нашей работы с помощью приема «Дерево ожиданий», для того чтобы выяснить, было ли для вас это мероприятие интересным и познавательным. Положительные ответы в виде зеленых листочков размещаются на ветках дерева, а отрицательные в виде желтых под деревом.
Таким образом, наше дерево позволяет сделать вывод о том, что интерактивные методы, приемы, технологии в работе с дошкольниками – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей. Использование интерактивных методов и приемов, технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Спасибо всем!