Елена Лимонникова
Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов.
"Развиваемся, игра"- игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки детей младшего возраста.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики.
2. Познакомить с различными видами пальчиковых игр.
Материал.
Массажные мячи, платочки, прищепки, счётные палочки, бусы, крупные бигуди, решётки.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ход занятия.
Уважаемые коллеги! Предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра ладошки.
Поднимите все ладошки и потрите их немножко (потереть ладошки).
Дружно хлопните, раз пять- раз, два, три, четыре, пять! (хлопают).
Продолжайте потирать (потирают ладошки).
Мой сосед такой хороший, я ему пожму ладошки! (пожимают руки с одной стороны).
И с другой сосед хороший, я ему пожму ладошки (пожимают руки с другой стороны).
Руки вверх поднять пора! (поднимают руки).
Крикнем дружное "Ура!" (машут руками).
-Спасибо, очень приятно!
Сегодня поговорим о мелкой моторике. Что это такое?
Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При выполнении мелкой моторики работают мелкие мышцы руки.
В. А. Сухомлинский. "Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".
О мелкой моторике, в последнее время, издают много литературы и пособий. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Чтобы развивался ребёнок и его мозг, нужно тренировать ручки.
Очень важной работой по развитию мелкой моторики руки являются пальчиковые игры.
Сегодня мы поговорим о традиционных формах развития мелкой моторики в своей практике.
При работе необходимо следовать следующим правилам:
1. Упражнения проводить регулярно, заранее продумывать педагогом.
2. Начинать нужно с мелких упражнений.
3. Следить, чтобы детки выполняли правильно, в медленном темпе.
4. Обязательно хвалить ребёнка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с раннего возраста. Хорошую тренировку для пальчиков рук дают игры и упражнения с пальчиками. Начинаем тренировать пальчики с помощью игр - потешек. Веселя и развлекая потешка учит, развивает. Детские пальчики - образы, выполняют различные действия.
1. Сорока - белобока,
Кашку варила, деток кормила:
Этому дала(4 раза)
А этому не дала:
Ты дров не рубил, воды не носил - тебе ничего нет (большому пальчику).
Всё это время мы пальчикам делаем массаж (предлагаем загибать пальчики, делать массажи правой и левой рук).
При этом мы даём знания детям, что нужно помогать, трудиться (трудовое воспитание).
2. Где же наши пальчики? (пальцы сжаты в кулачок)
Вот они! (пальчики растопырены)
3. Пальцы прячу в кулачок (ритмично сжимать и разжимать)
Вот так чудо - сундучок (разжать).
После каждого упражнения необходимо расслабить пальчики, потрясти кистями рук. Нужно, чтобы дети это делали с радостью и легко (дети проговаривают слова, запоминают).
Когда мы знакомим детей с новой игрой, текст произносим медленно, чётко и конечно эмоционально. При правильном показе ребятки проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, реагируя на его голос, настроение, мимику. В результате у детей быстрее исчезают скованность, напряжённость. Системность проявляется в связи физического воспитания с нравственным, умственным, эстетическим, трудовым.
Воспитание звуковой культуры речи.
1. А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в норушке.
2. Раз, два, три четыре, пять - вышли пальчики гулять (разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять - в домик спрятались опять.
Трудовое воспитание.
Листья падают в саду,
Я граблями их смету.
Пальчиковые игры несут в себе нравственное начало, учат быть добрым, отзывчивым, уважать и любить своих близких.
Игра "Моя семья"
Этот пальчик - МАМА (загибать пальчики, начиная с мизинца)
Этот пальчик ПАПА.
Этот пальчик БАБУШКА.
Этот пальчик - ДЕДУШКА.
Этот пальчик - Я! (показать большой пальчик)
Вот и вся моя семья. (сжимать и разжимать кулачок)
Я хочу предложить вам игры, упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, сопровождая стихами. Дети очень любят манипулировать, играть с предметами - заменителями, придумывать новое для них применение. Все предметы окружают ребёнка в быту.
Игра с массажным мячиком.
1. Бежит ёжик по дорожке, у него кривые ножки.
Весь иголками оброс, жалко ёжика до слёз. (дети катают мяч в руках, движениями вперёд - назад)
2. Девочки и мальчики прыгают как мячики.
Никогда не плачут, вместе с ними скачут. (дети берут мяч в любую руку "прыгают" по ладони другой руки, затем меняют)
3. Эта ручка - правая. Эта ручка левая. (крепко сжимают мячик в правой, а затем в левой руке)
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. (дети кладут мячик на правую или левую ладонь, каждым пальчиком нажимают на бугорки мяча)
Игры с платочками.
1. Дружно маме помогаем, мы бельё стираем сами.
Раз, два, три, четыре, пять, потрудились мы опять!
3. В таз воды я наливаю, свои вещи достаю.
Я сама их постираю и в порядок приведу! (складывают ладони "чашечкой"). Берут платочек в руки ( имитация стирки: отжимают, встряхивают, аккуратно складывают).
Игры с крупными бигудями.
1. Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу! Далеко я укачу! (катают бигуди между ладонями)
2. В машине, в машине шофёр сидит.
Машина, машина, идёт гудит!
Би - би - би! Би - би - би! (дети катают бигуди в ладонях)
Игры с прищепками.
Гусь стоит и всё гогочет, ущипнуть тебя он хочет.
Га -га -га! (прищепкой дети прищемляют ногтевые фаланги пальцев)
Игры со счётными палочками.
Вариантов много.
1. Выложи предмет (по схеме).
2. Считай палочки.
3. По болоту я хожу, во все стороны гляжу (журавль) (счётную палочку дети держат большим и указательным пальцем)
Часто нагибаюсь, клюквою питаюсь (счётную палочку дети держат большим и средним пальцем).
Я схожу на ручеёк, заварю себе чаёк (палочку держат большим и безымянным пальцем).
Буду пить, попивать, красно лето вспоминать (палочку держат большим пальцем и мизинцем).
Игры с решётками.
Мы шли - шли -шли, и малину мы нашли!
Раз, два, три, четыре, пять - мы идём опять искать! (пальчики ходят по клеткам).
Так же можно взять зубную щётку, растирать подушечки пальцев правой и левой рук.
Я возьму зубную щётку, чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей, пальчики - удальчики!
Игры с бусинами.
Дома я одна скучала, бусы мамины достала.
Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.