Анна Жук
Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта»
Г. С. Альтшуллер
Мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Публикация «Мастер-класс „Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием ТРИЗ“» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.
-Побудить педагогов к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.
1 часть. Приветствие
-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ».
Известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заговорит». (слайд 2)
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.
Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемной в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой культуры, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами.
Поэтому, очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды.
Виды работы по картинкам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не докучать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогических правил.
2 часть. Теория.
Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.
По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирования грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта.
Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.
Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, так как ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.
Возникшее противоречие можно решить с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (слайд 3) (технология ТРИЗ. Автором ТРИЗ-технологии (ТРИЗ-теория решения изобретательских задач)является Генрих Саулович Альтшуллер (слайд 4) – писатель-фантаст, инженер, изобретатель. Приемы и методы ТРИЗ широко используются для развития у дошкольников смекалки, творческого воображения, мышления, изобретательских способностей с 1987 г. и по настоящее время.). Эта методика позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.
Основная дидактическая задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию. (слайд 5)
Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.
Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игр со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель.
Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.
Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.
Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.
Данная методика проявляет у детей устойчивый интерес к составлению рассказов по сюжетной картине. При работе по методике ТРИЗ дети даже через неделю способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Сегодня я хотела бы показать некоторые этапы работы над картиной по методике ТРИЗ.
3 часть. Практическая деятельность.
Я предлагаю рассмотреть некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «Ежи»
Этап: Определение состава картины: (слайд 6)
Цели:
- учить детей определять объекты, изображенные на картине;
- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей)
Для мотивации к выделению и называнию объектов на картине можно использовать такие приемы как: «подзорная труба», «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Выявлять части одного предмета можно с помощью приемов: «Охота за подробностями», «Аукцион», «Кто самый внимательный». Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей.
Обязательным условием этого этапа является обозначения «земли – неба», «пола – потолка», «справа – слева»
Правила этого этапа: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней.».
Для этой игры нам нужен лист бумаги, свернутый для имитации «подзорной трубы».
Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-ежиха, дети – ежата, трава, ветка, шишка, жук, кузнечик, ягоды.
Игра «Фотографирование» (в этой игре желательно предварительно подготовить и распечатать отдельные объекты) (слайд 7)
Эта игра необходима для того, чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовем, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, а на доске будем вывешивать фотографии снятых объектов.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
Советы педагогу:
- воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;
- темп работы должен быть достаточно быстрым,
- обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».
- по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;
- окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».
Этап: Установление взаимосвязей между объектами: (слайд 8)
Цели:
- учить детей находить взаимосвязь объектов, изображенных на картине;
- учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;
- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов)
Правила этого этапа: «Один объект связан с другим»;
Ход этого этапа: - Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания:
Пример занятия:
- Пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют объекты на картине.
Игра «Ищу друзей (недругов)» (слайд 9)
Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.
Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление.); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит.); родственных связей (брат — сестра, мама — дети.).
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.
Примеры:
Большой еж – маленькие ежата («Большой еж и маленькие ежата – это мама и дети»;
«Мама-ежиха показывает свои детям, как выглядит кузнечик» (ребенок на листе бумаги с выделенными объектами рисует стрелку от ежей к кузнечику).
Этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств (слайд 10)
Цели:
- учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);
- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
На этом этапе поможет прием «вхождения в картину».
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать» (слайд 10)
Цели:
— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Примерные варианты рассказов:
1. «Я слышу, как ежи фыркают, когда общаются между собой, как стрекочет кузнечик в траве, как шумит ветер в лесу и поют птицы».
2. «Я слышу, как мама – ежиха рассказывает своим детям о кузнечике, что он зеленый, как трава, что по ветке ползет жук. Рассказывает, что кузнечик и жук – насекомые, они живут в траве».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи» (слайд 11)
Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.
Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
Например:
«Здесь пахнет травой и ягодами. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от деревьев».
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей» (слайд 12)
Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».
Пример рассказа:
«Я глажу руками маму-ежиху и ежат. Они- колючие, а пузико – у них мягкое. Лапки у ежей теплые, а носик холодный. В лесу прохладно. Если босиком пройтись по траве, то ногам приятно и мягко.».
Советы педагогу:
- Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора
- Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
- Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
- Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам) (слайд 13)
Цели:
- учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
- уточнить представления о способах и продуктах питания;
- побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.
Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т. п., и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).
Примеры рассказов:
1. «Я - мама - еж. Я люблю ягоды, потому что они – сладкие и сочные, а мое любимое лакомство – это личинки вредных насекомых».
2. «Я – трава. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не ем ягоды. Мне это не нужно.».
Уважаемые коллеги я предлагаю Вам подумать каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т. д.
Этап: Составление рассказов от лица разных героев (составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения):
Цели:
-упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени (по желанию детей);
- учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;
- активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Алгоритм мыслительных действий:
1. Выбрать героя на картине.
2. Определить его настроение или свойства характера.
3. «Войти» в образ героя (представить себя им).
Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.
Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.
Пример рассказа: (слайд 14)
1.«Я –кузнечик»
«Я – добрый и веселый кузнечик. Я такой же зеленый, как и трава, это помогает мне прятаться от врагов, а еще играть в прятки. Я очень люблю прыгать, а когда проголодаюсь я кушаю траву, она такая вкусная и сочная. Ночью мне очень нравится спать на своей кроватке в своем зеленом домике из травы».
2.«Я – ежонок».
«Я – маленький, добрый ежонок, а еще я – старшая сестра этих двух моих братиков -ежат. Я немного устала и решила свернуться клубочком и полежать под кустами ягод, они так вкусно пахнут, а трава мягкая. Мама рассказывает нам про кузнечика и жука, что они насекомые и живут в траве, а еще мама-ежиха говорит, что это любимая еда ежей.»
Советы педагогам:
• При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст детей.
• Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (например: глаз ежа, нос ежа, лапки жука).
• От простых и обобщенных эмоций (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).
Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то….»,потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.
Этап «Я дополнил (а) бы эту картину» (не ко всем картинам): (слайд 15, 16)
Этот этап мы с детьми придумали вместе при описании картин «Зима. Природа», «Весна. Природа». Нам показалось, что на картинках не хватает некоторых объектов и решили дополнить ими картины. Но не просто дополнить, а объяснить: «Почему именно этот объект?». Что мы для этого сделали:
- определили объекты на картине;
- определили связь между объектами;
- решили: какие объекты можно добавить;
- решили: составить рассказы от лица разных героев.
По просьбе детей и нашему общему решению я подготовила объекты и мы ими дополнили картину «Зима. Природа» и «Весна. Природа».
Чем понравился мне этот этап:
- развивает речь: умение объяснить свой выбор объекта;
- развивает память (дети вспоминают: зимние забавы, проявление заботы о зимующих птицах, жизнь диких животных зимой; забота о перелетных птицах, жизнь насекомых);
- развивает мышление, творчество.
Примеры рассказов: (слайд 17)
«Я – девушка Весна»
«Я – девушка Весна, я очень добрая, веселая, мне нравится будить природу после своей сестры Зимы. У меня очень красивое платье, оно в цветах. Мне приятно слышать пение птиц, веселых животных. Очень приятно, что все меня рады видеть».
«Я – бабочка»
«Я – бабочка, добрая и веселая. Я легкая, как пушинка, мне нравится порхать над цветами, потом на них садится и пить сладкий и вкусный нектар. С моими подружками - бабочками нам нравится летать на перегонки».
«Я – косуля»
«Я – косуля, я добрая, высокая и пятнистая. Мне нравится кушать вкусную, сочную и зеленую траву и запивать ее прохладной водой из ручья».
«Я – лиса»
«Я – лиса, а точнее лис, я добрый, но хитрый, а еще я красивый. Мой нос чувствует, что здесь где-то спрятался заяц. Я не собираюсь его съедать, мне просто хочется с ним поиграть, побегать по траве, а он спрятался под елку и не выходит и мне от этого грустно».
4 часть. Заключение.
Сегодня я рассказала и показала некоторые этапы работы над картиной.
Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.
Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.