Галина Алексеевна Барканова
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Патриотизм начинается с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание! – звучит так гордо. А это является одной из главных задач нашего поколения, и начинается оно с самого детства. Дошкольное образовательное учреждение формирует у детей первое представление, которое выросшие дети несут с собой по жизни. А это представление об окружающем мире, отношение к родной природе, к малой Родине, своему Отчеству.
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Патриотизм начинается с детства“» размещена в разделах
К моему большому огорчению, дети перестали интересоваться простой доступной отечественной игрушкой, да и она частенько не по карману родителям. А вот чем-то таким непонятным, которое называется абы-как, да так и выглядит, играют, да и название быстро запоминают. Но мы то понимаем, что так быть не должно и не будет. В настоящее время Россия испытывает колоссальное давление и тема патриотизма сегодня жгучая и важная для нашей страны, для нас, Россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Зарождается патриотизм в формировании родственных чувств к своей семье, к месту, где родился - своей малой родине. Мы можем в условиях детского сада знакомить детей с Хохломской и Городецкой росписью, Дымовской игрушкой и еще со множеством других, включая игрушки Белгородской области. Тем более у музыкальных руководителей есть большое количество возможностей. Музыка – это самый мощный инструмент к развитию, познанию через звуки музыки. Благодаря ей формируется эстетический вкус знание народной музыки, услышанная песня о войне, написанная в суровые годы, исполненная детьми с музыкальным руководителем остается с ними на всю их долгую жизнь. С каким рвением дети поют «Катюшу», и ведь народные песни нравится исполнять детворе, и они знают название и более того подыгрывают на трещетках, танцуют как матрешки, знают какая свистулька и как звучит. Любят игру плетень, а ведь это все наше, Русское. Одним из любимых праздников для детей является «День Победы». Дети с волнением на лицах ходят к памятникам воинам, погибшим во время ВОВ, возлагают цветы. С неподдельным вниманием слушают песни о войне. Перед прослушиванием произведений о войне я всегда показываю кадры тех лет, сделанные военными корреспондентами на полях сражений. Рассказываю о той помощи, которую дети оказывали нашим воинам, и как много детей воевало. Большое место в воспитании патриотизма имеет исполнение и знание русских народных песен. Я, проводя занятия, использую картинки, которые характеризует ту или иную песню (песни, разумеется ранее детьми услышанные). Звучат песни: «Во саду ли в огороде», «Калинка», «Степь да степь кругом», «Барыня», «Жили у бабуси», «Каравай», «Во поле березка стояла», «Уж по мосту, мосточку», «Вдоль по улице метелица метёт», «Пошла млада за водой». Стихотворение «Спор народных символов России» Оксаны Сергеевой сейчас самое любимое стихотворение и игра детей. Распечатанные символы России у каждого ребенка присутствуют в это время в руках, это: матрешка, балалайка, гармошка, самовар, деревянные ложки, лапти, валенки, береза, медведь. Дети с большим удовольствием слушают стихотворение. Волнуясь, показывают символы, а потом еще спорят кто главнее. Уважаемые коллеги, предлагаю поиграть и Вам.
Однажды как-то раз друзья решили
Затеять важный и горячий спор -
Кто самым главным символом России
Является в народе с давних пор?
Матрё шка первой гордо заявляет:
- О чём вы, братцы, спорить собрались?
Без нас к себе домой не уезжает
Любой, приехавший в страну турист!
Вступила в спор лихая Балалайка:
- Подумаешь, на полочке стоит.
На мне возьми вот, только заиграй-ка -
Душа самой России зазвучит!
Обиделась, надув меха, Гармошка:
- Ты не учла один простой момент,
Что без меня гулянки нет хорошей -
Я тоже, очень русский инструмент!
- Уж если вы о том заговорили, -
Вдруг засопел пузатый Самовар,
- Не я ли испокон веков в России
Был самый нужный, ходовой товар?
- Ты, брат, забыл о деревянных Ложках!
Мы даже ритмы отстучим, звеня!
Без чаю обойтись народу можно,
А вот без ложек есть никак нельзя!
С уверенностью Лапти пробасили:
Уж если здесь кого-то выбирать,
То вспомните, с каких веков Россию
Все «лапотною» стали называть!
- Уже на ладан сами еле дышат,
Вы кто? Своё отживший раритет!
А мы из моды до сих пор не вышли,
Без Валенок зимы в России нет!
Всё это слыша, русская Берёзка
Задумчиво стояла за окном…
По белому стволу скатилась слёзка -
О ней забыли в жарком споре том.
Кому же, как не ей под небом синим,
Где ветер тихо травами шуршит,
Быть самым главным символом России
И нашей русской искренней души!
Предлагаю вашему вниманию еще одну игру. Для игры нужны три ленточки - белого, синего и красного цвета заплести в косичку. Это цвета Российского флага. Дети знают, что белый цвет – означает цвет берёзы, синий – цвет неба, красный – солнечный рассвет. Такая игра очень нравится детям. Нужно несколько комплектов лент, поиграть хотят многие. Приготовились? Косичку нужно заплести пока звучит музыка, начинающаяся со слов «У моей России». Для игры нужно 4 участника для одной команды. В конце та группа, которая заплетет первой кружатся по кругу, взявшись за руки.
И еще одно задание у меня есть для Вас. Вам нужно восстановить пословицы.
Нет в мире краше когда над ней крыша одна.
Глупа та птица А своё село всё на уме.
Если дружба велика, Чужбина – мачеха.
Семья сильна, Хорошие дети растут.
Человек без Родины, будь сыном своего народа.
В хорошей семье Что соловей без песни.
Будь не только сыном своего отца Родины нашей.
Родина мать, Которой своё гнездо не мило
Живёшь на стороне, Будет родина крепка.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не … (жалей)
Родина – мать сумей за неё … (постоять)
Чужбина калина, Родина - … (малина)
Русский солдат не знает … (преград)
Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
Береги землю родимую, как мать (любимую)
Козак на чужбине воюет, а жена … (в доме горюет)
Козак без коня, что охотник … (без ружья)
Родина – мать, а чужбина - … (мачеха)
Что это значит : «Воспитать патриота России …» — это наполнить повседневную жизнь ребёнка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познаёт и делает. -Родить патриота нельзя, его можно воспитать.
Дмитрий Лихачё в сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь, переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».