Балкарова Ирина
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыка и здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень»
Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской музыкальной деятельности. Представление системы музыкально- оздоровительной работы и используемых технологий.
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Музыка и здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Материал и оборудование: синтезатор, электронный барабан, детские шумовые инструменты; мультимедийное оборудование. Большое панно с изображением дерева с корнями без листвы. Таблички с надписями: «Здоровье», «Коммуникативно-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Сухие осенние листья, ламинированные пчелки с отверстиями для пальцев; желтые листья, красные плоды в виде четвертных нот для каждого участника, сделанные из картона (с изнаночной стороны проклеены двусторонним скотчем).
Ход
(Слайд 1)
Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Музыкально- оздоровительная работа в детском саду».
(Слайд 2) Ведь оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. А так как музыка, по словам В. М. Бехтерева, целитель здоровья, то я, как музыкальный руководитель, использую ее великую силу для оздоровления подрастающего поколения.
(Слайд 3) Уважаемые участники, сегодня мы с вами создадим образ, символизирующий единство музыки и здоровья при помощи интеграции трех областей: коммуникативно-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.
(Слайд 4) Здоровье для человека – это основа его жизни, так же как и для дерева корни являются его основой. (Табличка с надписью «Здоровье» крепится на корни дерева).
Как вы считаете, достаточно ли иметь крепкое здоровье, чтобы быть счастливым человеком? (Ответы участников.)
У человека много потребностей. Какие вы можете назвать. (Ответы участников.)
(Слайд 5) Несомненно все потребности важны. Но для человека, как для существа биосоциального, одной из главнейших потребностей является потребность в ОБЩЕНИИ. И если здоровье – это КОРНИ дерева, то общение можно представить в виде ствола, который в свою очередь является основой для множества веток – многообразных ситуаций в различных сферах нашей жизни, где умение общаться играет решающую роль. В содержании Программы этот аспект отражен в области: коммуникативно-личностное развитие. (На ствол крепится табличка с надписью «Коммуникативно-личностное развитие».) (Слайд 6)
Что является средством общения людей? (Язык, речь)
Для того, чтобы наша речь была красивой, плавной, мелодичной, необходимо развивать дыхание, дикцию, артикуляцию, чистоту интонирования.
Предлагаю вам музыкальное приветствие : (Слайд 7)
Эта валеологическая песенка-распевка поднимет настроение, подготовит голос к пению.
Валеологическая песенка-распевка «Доброе утро»
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день будет веселее. Хлопают в ладоши.
Мы погладим лобик, носик и щечки. Выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! Движения по тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны.
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
Музыкальный руководитель. (Слайд 8) Специальные упражнения дыхательной гимнастики тренируют правильные вдох и выдох. Например, дыхательное упражнение «Звукоподражатель». Шумит лес: ш-ш-ш… Жужжит пчела: ж-ж-ж… Разделимся на две команды: одна с помощью осенних листьев озвучит шум леса, другая, надев пчелок на палец, изобразит жужжание этих насекомых. (Слайд 9)
Воспроизведем звуки природы после вдоха, на выдохе. Шумит лес: ш-ш-ш. … Жужжит пчела: ж-ж-ж… (Выполнение упражнения.)
А теперь похвалим себя. (Слайд 10)
Упражнение «Обними плечи»
(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю.
Носиком вдыхаю.
(Выполнение упражнения.)
Музыкальный руководитель. (Слайд 11) Артикуляционная гимнастика подготовит к правильному произнесению звуков. Так как хорошее настроение – путь к здоровью, выполним упражнение «Улыбочка-трубочка» : губы в улыбке, затем вытягиваются вперед трубочкой. (Выполнение упражнения.)
Музыкальный руководитель. (Слайд 12) Таким образом, продемонстрированные упражнения показали взаимосвязь музыки, здоровья и коммуникативно-личностного развития.
Следующая область, раскрываемая содержанием Программы – познавательно-речевое развитие. (Слайд 13)
Сейчас с помощью оздоровительного кругового массажа, который благотворно влияет на работу внутренних органов, будем знакомиться с музыкальной грамотой.
Круговой массаж «Филармония веселых ноток» (Слайд 14)
(Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу)
Я мечтаю стать артистом Круговые движения двумя руками по спине по Знаменитым пианистом. часовой и против часовой стрелке
Чтобы музыку играть, Имитация игры на фортепиано
Буду ноты изучать.
Нарисую нотный стан, Проводят линии по спине
Непохожий на орган.
На спине танцует луч - Рисуют скрипичный ключ на спине
Это мой скрипичный ключ.
С ним изучим без забот
Семь веселых звонких нот! (Слайд 15)
Чтобы их запоминать, Мнут верхний плечевой пояс
надо спинку нам помять.
Села утка на гнездо. Пощипывание спины
Это будет нота ДО.
Спит собачка во дворе. Поглаживание спины
Это будет нота РЕ.
Кошку с дерева сними. Массаж головы
Это будет нота МИ.
По спине бежит дрофа. Перебирание пальцами по спине
Это будет нота ФА.
А в шкафу летает моль. Похлопывание по спине
Это будет нота СОЛЬ.
В небе вижу журавля. Разводы двумя руками снизу вверх по спине
Это будет нота ЛЯ.
В море блещут караси. Волнообразные движения руками по спине
Это будет нота СИ.
Мама, мама как я рад! Хлопки вверху над головой
Знаю полный звукоряд
Я отвечу, ты спроси: Повороты туловища из стороны в сторону
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ По очереди называют ноты
Музыкальный руководитель. Программа нашего детского сада учитывает лексические темы, разработанные совместно с учителем-логопедом. (Слайд 16)
Так, например, при изучении темы «Осень» использую речевую игру с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»
Раздаю музыкальные инструменты, участники вступают в игру в соответствии с текстом по указанию. (Слайд 17)
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик
Раздается громкий стук: Деревянные палочки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло – Ксилофон
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубна
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – Все инструменты
Осень яркая идет!
Хвалю выступление.
Музыкальный руководитель. (Слайд 18) Осень вам посылает эти яркие листочки, которые будут символизировать на нашем дереве познавательно-речевое развитие.
(Участникам раздаются желтые листья, они крепят их на дерево, а музыкальный руководитель крепит лист с надписью «Познавательно-речевое развитие».)
Музыкальный руководитель. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее! (Слайд 19)
Благодатной почвой для развития музыкальных и творческих способностей детей является художественно-эстетическая деятельность.
Предлагаю вам выразить себя в творческом музицировании.
(Слайд 20) Посмотрите сколько музыкальных инструментов – целая страна. А правит в этой стране Король-барабан.
А кто может сказать, почему королем страны выбрали барабан? (Подвести коллег к ответу, что на барабане можно играть очень громко, а на других инструментах этого делать нельзя.) (Слайд 21)
Да, барабан звучит резко потому, что прием извлечения звука на нем – удар.
Посмотрите, какие бывают барабаны. (Слайд 22, 23) (Показ электронного барабана, способов игры на нем. Вызываются желающие участники.)
А знаете ли вы, что барабан прекрасно звучит в сочетании с другими инструментами и его используют в оркестрах? (Слайд 24)
Сейчас предлагаю творческое задание:
Каждый из вас возьмет шумовой инструмент, и мы соединим все инструменты в оркестр. (Раздаю шумовые инструменты, объясняю способы игры на них.) (Слайд 25)
Шумовой оркестр
Музыкальный руководитель. Давайте похлопаем себе! Замечательный оркестр у нас получился! Какие вы молодцы! (Слайд 26)
От вашей игры созрели такие необычные музыкальные плоды! Эти плоды символизируют наше творчество, как результат художественно-эстетического развития. (Участники крепят на дерево плоды, а музыкальный руководитель плод с надписью «Художественно-эстетическое развитие») (Слайд 27)
Музыкальный руководитель. Таким образом, мы с вами создали образ, символизирующий единство музыки и здоровья (показ на «ЗДОРОВЬЕ») при помощи интеграции трех областей:
коммуникативно-личностное развитие (показ на СТВОЛ);
познавательно-речевое развитие (показ на ЛИСТЬЯ);
художественно-эстетическое развитие (показ на ПЛОДЫ). (Слайд 28)
А теперь мы проведем пресс-конференцию. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от нашей встречи, передавая микрофон друг другу.
Участники передают игрушечный микрофон друг другу, делясь впечатлениями.
Музыкальный руководитель. Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы по развитию способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий. (Слайд 29)
На память о нашей встрече примите, пожалуйста, карты-схемы использования лечебных свойств музыкотерапии, принимайте музыку по часам. (Участникам раздаются карты-схемы по музыкотерапии «Принимайте музыку по часам».)
Пусть вас всегда сопровождает добро и радость общения.
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас! (Слайд 30)
Благодарю всех за участие!