Елена Тарасова
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОО «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Тема: «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, через синтез слова, движения и музыки».
Участники: мастер – класс рассчитан на музыкальных руководителей ДОО.
Слайд 2
Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования музыкальных и речевых игр, пальчиковой гимнастики, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОО „Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
• Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста, через синтез слова, движения и музыки.
Форма проведения: практическое занятие с музыкальными руководителями ДОУ.
Продолжительность проведения: 30 минут.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОО (музыкальных руководителей) по использованию различных приемов для развития метроритмического чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 3
План:
1 часть - теоретическая
• важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
2 часть - практическая
• занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма
3 часть - рефлексия.
• итог занятия
Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений, музыкальных и речевых игр, пальчиковой гимнастики, способствующих развитию у детей чувства ритма.
1 часть - теоретическая
Мастер:
Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмичные движения активизируют деятельность мозга человека. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь».
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях. Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
2 часть – практическая.
Слайд 4.
Мастер:
Уважаемые коллеги,
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Слайд 5.
Речевая игра «Доброе утро»
Доброе утро!
Улыбнись скорее (развести руки в стороны «улыбка»)
И тогда целый день
Будет веселее, (повороты друг к другу)
Разотрём ладошки (трут ладошки)
Сильнее, сильнее.
А теперь похлопаем (хлопают в ладошки)
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём (трут ушки)
И здоровье сбережём!
Улыбнёмся снова (развести руки в стороны «улыбка»)
Будем все здоровы! (дети соединяют руки «Хоровод дружбы»)
Мастер:
Я так думаю, что настроение у всех улучшилось? Вот что может сделать слово и движение! А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Все согласны? (ответ).
И так, дружно отправляемся в путешествие и всем кого встретим на пути, подарим своё хорошее настроение!
Слайд 6
Упражнение «Большие и маленькие ноги» муз. Агофонникова (идут, бегут)
Мастер:
Ой, смотрите,
Бежит между елками
Живой клубок с иголками.
Клубочек вдруг остановился.
Свернулся и не видно ножек.
Ответьте, кто же это? (ежик).
Слайд 7
Музыкальная игра «Ёжик»
На пеньке лежит комок, (руки складывают «полочка»)
Это маленький зверёк, (сплетают пальчики и смотрят в дырочку)
Он колючки раскрывает, (раскрывают пальчики)
Очень широко зевает, (руки обнимают подбородок)
Умывает мордочку, (ритмические повороты раскрытых ладоней)
И ерошит челочку.
Посчитаем все иголки, (ритмический щелчок)
Быстро спрячемся под ёлку! (прячут руки за спину «осанка»)
Слайд 8
Мастер:
Долго так лежал наш ёжик
Нет ни носика, ни ножек.
Вижу вдруг, клубочек ожил.
Осмелел друзья он тоже.
По дорожке побежал
Так он в лес и убежал!
Ёжик встрече очень рад.
Но наши ножки
Дальше шагают по дорожке.
Упражнение «Большие и маленькие ноги» муз. Агофонникова (идут, бегут)
Мастер:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Слайд 9
Ритмическая игра «Два зайчика»
(1 подгруппа детей кубиками отхлопывают ритмический рисунок, 2 подгруппа выполняют движения под их аккомпанемент).
Зайка маленький бежал, (дети прохлопывают ритм восьмыми нотками).
По дорожке он скакал.
Прыг - прыг-скок, прыг - прыг - скок,
По дорожке он скакал.
Ну, а заинька большой (дети прохлопывают ритм четвертными нотками).
Тоже прыгал под сосной.
Скок - скок, скок - скок
Медленно скакал дружок.
Мастер:
Путал зайчик здесь следы, а от кого? (ответ)
Слайд 10
Ритмическая игра «Следы»
Скачет зайка скок-поскок, (прохлопывают в ладоши ритм).
скок-поскок, скок-поскок!
А лисичка топа - топ, (ударяют по коленям, отстукивая ритм).
топа - топ, топа - топ!
Ну, а мишка - топтун
Топ - туп, топ – туп! (поочередно стучат ногами по полу, отмечая ритм).
Так все дружно танцевали,
Что немножечко устали.
И решили наши звери
На полянке отдохнуть.
Упражнение «Отдых в лесу» (дети ложатся на ковёр и слушают спокойную музыку с закрытыми глазами).
Мастер:
Стало тихо сразу на поляне, (упражнение на расслабление).
Заяц спит, и ежик спит,
И медведь в кустах храпит.
А лиса, хвостом прикрывшись,
Пятый сон уже глядит.
Ну, и нам пора ребята
Возвращаться в детский сад!
По дорожке дружно в ряд
Возвращаемся назад!
Звучит весёлая музыка (дети выходят из зала)
3 часть - рефлексия.
Мастер:
Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.
И так я думаю, что вы убедились, что именно через синтез слова, движения и музыки происходит ритмическое развитие детей и просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести ритмическое действие.
Слайд 11
Спасибо за внимание!