Ирина Митина
Мастер-класс для детей и родителей «Экологические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для детей и родителей
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детски сад№92»г. Сыктывкар
Мастер-класс для детей и родителей «Экологические игры»
Выполнил: воспитатель
Митина Ирина Андреевна
Я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс по теме «Экологические игры»
Публикация «Мастер-класс для детей и родителей „Экологические игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В результате обучения с применением технологии ТРИЗ у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес: детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной. ТРИЗ – технологии можно включить в любые виды деятельности дошкольника, а так же в повседневное общение ребенка со сверстниками, взрослыми и родителями.
Можно попросить ответить на вопрос?
- В какой момент родитель находится в непосредственном общении с ребенком-дошкольником?
Самое продуктивное время для общения с ребенком, когда идут в детский сад или возвращаются домой. В этот момент родитель с ребенком находятся в естественной природной среде. Но зачастую не замечают развивающих возможностей данного окружающего пространства. Ведь смотреть на природу и видеть ее – это не одно и то же.
На мой взгляд, одной из важных задач для воспитателя является обучение родителей приемам, которые позволяют превратить повседневную дорогу из детского сада в развивающее путешествие в мир природы.
Я предлагаю вашему вниманию несколько развивающих игр экологической направленности, которые вы можете применить в своей профессиональной деятельности, а так же обучить данным приемам родителей своих воспитанников или учеников.
Игра 1
«Фоторамка»
Цель: Помогать открыть красивое в обыденном; учить внимательно вглядываться в окружающий мир; подводить к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
С воспитанниками в течение дня мы изготовили фоторамки. В процессе изготовления даю задание детям: по дороге домой вместе с родителями найти и поместить в эту рамку пейзаж, который привлек его внимание. Родителю даю установку : выяснить, почему именно этот сюжет выбрал ребенок.
Продолжение игры может быть различным: 1) зарисовать сюжет, когда придете домой
2) на следующий день сфотографировать понравившийся пейзаж и поместить его в эту рамку (рисунок тоже можно вставить в рамку)
Игра 2
«Путешественники»
Цель: Изучение и составление различных карт, схем, умение их читать развивает абстрактное мышление, учит ориентироваться в пространстве.
Утром, принимая ребенка, я даю родителю чистый лист бумаги с заданием нарисовать на нем карту-схему с указанием маршрута, по которому они с ребенком будут возвращаться домой. Даю рекомендации, что на карте должно быть обозначено как можно больше объектов живой и неживой природы. Эта игра не только развивает ребенка, но и раскрывает творческий потенциал родителей.
Игра 3
«Прятки с деревом»
Цель: Развивать чувственные восприятия (работа анализаторов); учить сравнивать, анализировать.
Нужно найти дерево, которое больше всего понравилось, пусть ребенок запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем малыша нужно отвести в сторону, завязать ему глаза и подвести к другому дереву. Пусть он найдет несоответствие и объяснит его.
Игра 4
«Вглядись, расскажи, нарисуй»
Цель: учить познавать объекты окружающего мира, вызывать стремление глубже понять природу, учить понимать взаимосвязи и взаимозависимости в природе
Ребенок совместно с родителем выбирает объект, который они могут наблюдать ежедневно. Каждый день ребенок наблюдает за выбранным деревом или кустом, замечая любые изменения, которые произошли непосредственно с объектом или рядом с ним (муравейник, паутина, гнездо). Эти наблюдения предлагается зарисовывать в альбоме. Важно, чтобы ребенок не просто фиксировал увиденное, но и выражал свои эмоции по отношению к наблюдаемому объекту. Обследование объекта сопровождается вопросами такого характера:
- Сегодня идет дождь. Какое настроение у куста сирени в дождливую погоду?
- Сегодня замечательный летний день. А о чем думает сейчас куст?
- О чем мечтает этим зимним вечером?
Попробуйте ответить на эти вопросы с точки зрения вашего ребенка или воспитанника.
Вопросы такого характера вызывают у ребенка чувство сострадания, желание оберегать природу
Игра 5
«Хорошо – плохо»
Цель: Способствует формированию основ экологического самосознания; учит видеть положительные и отрицательные стороны различных явлений и действий; учит находить выход из затруднительных ситуаций.
Для этой игры можно найти самые разнообразные темы.
Например: Прогулка в лес; идет дождь; светит солнце; замерзла река и другие.
Я предлагаю порассуждать на тему «Прогулка по лесу». Вы будете выступать в роли взрослых, которые находят отрицательные стороны в прогулке, а вторая половина зала – это дети, которые находят положительные стороны.
Уважаемые родители, по вашему мнению, для чего нужно выяснить отрицательную сторону какого-либо явления или действия. (чтобы максимально защитить себя от опасностей)
Игра 6
«Волшебный планшет»
Цель: развивать наблюдательность, познавательный интерес, творческие способности, учить предвидеть результат своей деятельности, находить объекты для составления задуманной композиции
Для этой игры изготавливается планшет. На картон с помощью степлера прикрепляется скотч липкой стороной вверх. Чтобы руки не прилипали, с обратной стороны приклеивается еще один лист картона, а на лицевую сторону тонкая рамка. Во время прогулки ребенок собирает листья, веточки, цветы, перышки и т. д. и приклеивает их к планшету, составляя композицию. В холодное время года, эту работу можно сделать дома, предварительно собрав материал для композиции во время прогулки. Эта игра особенно привлекательна тем, что положение объектов на планшете можно менять и получать разные картины.
Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Плодотворное сотрудничество воспитателя и родителей позволяет давать знания ребенку по решению этих задач таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер.