Самойлова Елена Викторовна
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Времена года» с использованием разных видов конструкторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательнее к играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому, даже если у него нет конструктора, ребенок создаёт игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала. Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактическая игра „Времена года“ с использованием разных видов конструкторов“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Конструирование в воспитании дошкольника занимает особое место. Оно способствует появлению у ребёнка образного мышления, формирует художественно-эстетическое восприятие мира и ведё т к креативным открытиям: почему маленькие ёлочки стали большими и нарядными, как сугробы превратились в ручейки, луга в цветущие поляны, куда подевались листья на деревьях? В процессе конструирования обогащается словарный запас детей и развивается речь, приобретаются специальные знания, умения, навыки, что, безусловно, сказывается на развитии личности ребёнка.
Конструирование тесно связано с игрой, что не только объединяет детей, но и учит работать в коллективе и принимать конструктивное решение.
Целевая аудитория: педагогические работники дошкольных образовательных организаций.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического взаимодействия по вопросам развития конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством интеграции с музыкальной деятельностью.
Задачи:
•создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
• повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
• распространение опыта работы по развитию конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством интеграции с музыкальной деятельностью.
Ожидаемые результаты мастер - класса :
- понимание педагогами значения конструирования в развитии личности ребенка
-сформированность представлений педагогов о возможности использования различных видов конструктора в детской деятельности,
-умение действовать сообща, создавая различные конструкции, взаимодействовать в общих целях.
Методы: словесный, практический, игровой.
Приё мы: объяснение, беседа, моделирование, игра.
Демонстрационный материал: картинки времён года, портрет русского композитора П. И. Чайковского.
Материал и оборудование: ноутбук, корзинка с разноцветными клубочками, волшебная коробочка, дудочка, зеркальце, колечко, гребень, четыре картинки на каждой из которой с одной стороны изображён предмет (зеркальце, гребень, кольцо, дудочка, а с дугой стороны времена года, конструктор «Лего», конструктор «Кубус», «Мозаика», набор геометрических фигур, смайлики, столы, стулья.
Ход мероприятия.
Столы в аудитории расставлены таким образом, чтобы участники могли работать в группах по 2 человека. Всего 8 человек.
Вед. 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Начать наш мастер-класс мы хотели бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию дидактическую игру «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста с использованием известного фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года».
Итак, мы отправляемся в путешествие по временам года.
У меня в руках волшебная корзиночка, а в ней разноцветные клубочки.
(каждый клубочек ассоциируется с временем года)
(вед. берёт из корзинки белый клубочек, кидает его и говорит) :
«Белый клубочек возьмём –
В какое же время года мы попадём?»
Звучит музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Декабрь. Святки»
Вед. 1 Какая волшебная музыка сейчас звучала. А что это за произведение и какой русский композитор её написал? (ответы). (показ портрета композитора)
(вед. читает стихотворение В. А. Жуковского)
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали.
В. А. Жуковский
- Зима – это время волшебства и сказки. На Святки люди не только ходили друг к другу в гости, желая добра и счастья, в эти дни можно было девушкам гадать на судьбу, узнать своё будущее. А сколько радости, веселья, подарков приносит любимый праздник всей детворы- Новый год.
А что вам ещё нравится зимой (ответы участников мастер класса, рассматривание картин о зиме)
-Молодцы.
Ну что ж, а мы продолжаем путешествовать по временам года.
(вед. 2 берёт из корзинки голубойклубочек, кидает его и говорит) :
Вед. 2 «Голубой клубочек возьмём –
В какое же время года мы попадём?»
Давайте послушаем музыку и представим… Какому времени года мы могли бы попасть.
Звучит музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник»
(ответы участников мастер класса)
(вед. читает стихотворение А. Н. Майкова)
Голубенький чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок,
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином. (А. Н. Майков)
Прошла зима и после долгого сна начинает пробуждаться природа. Апрельский воздух ещё холодный, но яркое солнце уже растопило снежные сугробы. Слышна капель и птичий щебет.
Вы сейчас слушали музыку. А нравится ли Вам весна? Почему? (ответы участников мастер класса, рассматривание весенних картин)
Вед. 1 Уважаемые коллеги! Давайте продолжим наше путешествие и окунёмся в самое жаркое время года.
(вед. берёт из корзинки зелёный клубочек, кидает его и говорит) :
Зелёныйклубочек возьмём –
В какое же время года мы попадём?
Звучит музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола»
(ответы участников мастер класса)
(вед. читает стихотворение И. А. Бунина)
С зари кукушка за рекою
Кукует звучно вдалеке,
И в молодом березняке
Грибами пахнет и листвою. (И. А. Бунин)
Кто не любит лето? Лето любят все. Солнце сияет, птички поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут. А какое раздолье летом. Можно купаться, загорать, да в разные игры играть, хороводы водить. Почему Вам нравится лето? (ответы участников мастер класса, рассматривание картин о лете) Вед. 2 Ну что ж, наше путешествие продолжается. (вед. берёт из корзинки жёлтый клубочек, кидает его и говорит) : Жёлтый клубочек возьмём – В какое же время года мы попадём? Звучит музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» (ответы участников мастер класса) (вед. читает стихотворение А. К. Толстого) Осень, осыпается весь наш бедный сад Листья пожелтелые по ветру летят. (А. К. Толстой) -Итак, мы в гостях у…. осени. (картинка «Осень»). Чем вам нравится осень? (ответы участников) Какие звуки мы можем услышать осенью? ( ответы: шуршание падающих листьев, шорох листьев под ногами, льёт дождик, крик птиц улетающих на юг и т. п.) (показ картин русских художников) Молодцы, какие вы наблюдательные! Вед. 1 Мы сегодня с вами побывали в увлекательном путешествии.
(вед. 1 берёт коробочку)
Посмотрите, у меня для Вас есть интересное задание. В этой коробочке лежат картинки, но они не простые, а заколдованные. А чтобы их расколдовать, я предлагаю Вам сделать символ времени года, т. е. сконструировать такой предмет, по которому мы сразу поймём, какое это время года. Ну что расколдуем картинки? (ответ)
А помогут вам в работе разные виды конструкторов, которые лежат перед вами.
А сейчас, как бывает в сказках, мы бросим жребий, чтобы определить, кто какую картинку будет расколдовывать: у меня 4 предмета (волшебная дудочка, зеркальце, колечко, гребень)
(Участники подходят и выбирают понравившиеся им предметы, берут картинки с изображёнием этого предмета, переворачивают их и узнают какое время года им досталось и самостоятельно выбирают тот конструктор, который им нравится и с которым они будут собирать символ времени года)
(время конструирования 7-10 мин.) (во время конструирования звучит спокойная классическая музыка).
(после проделанной работы вед. задаёт вопросы участникам)
Символ какого времени года у вас получился?
(ведущий предлагает всем участникам по очереди перенести свои символы времени года на общий стол, при этом прослушивая фрагменты «Времён года»)
У нас с вами получилась большая красивая композиция. Давайте придумаем ей название.
(Времена года)
Какие Вы волшебники. Вы просто молодцы.
Мы расколдовали заколдованные картинки, сконструировали символы зимы, весны, лета, осени и сделали прекрасную композицию из разных видов конструктора «Времена года».
Вед. 2 Уважаемые участники! У Вас на столе лежат весёлые смайлики. Если вам понравилось сегодня работать с конструктором и Вы хотите поработать с ними ещё, поднимите весёлые смайлики высоко вверх.
Время бежит незаметно. Пора коллеги нам прощаться, но хочется сказать:
«Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
«Конструктор это лучший друг.
Он учит, развивает.
И с ним составишь ты хоть что,
Он очень помогает».
Литература:
-Комарова Л. Г. Строим из LEGO—М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
-Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Просвещение, 2010
-Фешина Е. В. ЛЕГО -конструирование в детском саду. - М. :ТЦ Сфера,2016.
-Куцакова Л. В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. - 321 с.