Любовь Савкина
Мастер-класс «Цветик-семицветик» (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 города Карталы»
Тема: " Цветик-семицветик"
(игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)
Учитель-логопед: Савкиной Л. М
2019 год
Цель: знакомить педагогов с играми и пособиями ТРИЗ
Ход
Добрый день уважаемые коллеги! А сейчас я попрошу вас подойти всех ко мне, взяться за руки и подарить улыбки друг другу.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Игры, дидактические пособия
- «Цветик-семицветик». ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
У меня в руках две коробочки. На первой коробочке задание: «Я откроюсь только тогда, когда вы по очереди назовете свое имя и отчество и подберите прилагательное на первую букву имени или отчества, которое вас характеризует» (Я Любовь Михайловна, я ласковая. А вы)
Педагоги по кругу выполняют задание, и коробочка раскрывается, в ней лежат семицветики-эмблемы
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию Цветик- Семицветик, этот семицветик символизирует девиз нашего мастер-класса :
Развиваться! Развивать. Вдохновляться! Вдохновлять. Творить! Любить! Хотеть все знать!
А в серединке семицветика указаны 4 волшебных буквы – ТРИЗ. Их для сегодняшнего мастер-класса я расшифровала следующим образом:
т- Творить
р- Разиваться
из- Изобретать
Ну а как же на самом деле расшифровывается ТРИЗ?
Ответы участников
Это Теория Решения Изобретательских Задач.
Итак, первую коробочку мы с вами открыли, но давайте вспомним о второй: на ней следующее послание:
«Эта ваза символизирует мудрость, но она пуста. Соберите букет из знаний, чтобы стать мудрыми и наполнить вазу. Для того, чтобы я открылась, произнесите хором девиз МК»
Развиваться! Развивать. Вдохновляться! Вдохновлять. Творить! Любить! Хотеть все знать!
Вторая коробка открылась.
Посмотрите, коллеги – во второй коробке лепестки. Для чего они нам понадобятся? (чтобы наполнить вазу цветами-знаниями)
Теперь я предлагаю вам поделиться на две творческих группы и присесть за столы.
У каждой творческой группы на столах находятся лепесточки от цветика-семицветика и серединка цветка для каждого участника. Перед каждым блоком мастер-класса мы будем приклеивать лепесток к серединке цветка.
1. Итак, перейдем к первому блоку.
Возьмите красный лепесток, на этом лепесточке написано слово ТРИЗ – еще раз давайте повторим, что это такое – это Это Теория Решения Изобретательских Задач.
ТРИЗ помогает нам развивать у ребенка гибкость и подвижность мышления, то есть это система игр и занятий, которая призвана максимально увеличить эффективность развития и воспитания дошкольников. Мы все знаем, что ТРИЗ технология ставит нас -педагогов и детей в позицию партнеров, поддерживая их веру в свои силы и возможности самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализируя, а не повторять сказанное взрослым. "Ведь каждый ребенок, изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат, достичь максимального эффекта. Я предлагаю на этом МК рассмотреть игры и пособия в совместной работе с детьми.
2. Следующий блок: возьмите синего цвета лепесток, и приклейте его к серединке цветка. Сегодня я вас познакомлю со своей игрой, которая называется "Системный оператор". Это игра одна из первых упражнений- развития системного логического мышления, ее еще можно назвать: «много экранной схемой талантливого мышления".
Обратите внимание на схему, давайте ее с вами разберем на примере данной картинки (рассматриваем по порядку на примере кошки)
Как же работает системный оператор?
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
Алгоритм системного мышления
Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.
1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.
2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.
3. Выявление составляющих объекта.
4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.
5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам
Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:
- целостности объекта;
- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);
- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.
Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то» :
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:
• Система. Кошка.
• Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т.
• Надсистема. Домашние животные.
• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.
• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.
• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.
• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.
Или другой пример:
• Система. Спелый помидор.
• Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.
• Надсистема. Растения. Овощи.
• Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на помидорном кусте.
• Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и сочный. Помидор очень полезен для здоровья.
• Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими порезанными овощами и приготовим салат, который потом скушаем.
• Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые пытаются их скушать еще на грядке.
Игра «Лягушата».
П: летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это? (лягушка)
С. О. – в центре «лягушка» П: в гости к нам пришел лягушонок. Он такой весь гладкий и в воде живет. Покажите, как он квакает.
Рассматривается подсистема П: что может этот лягушонок?
Д: прыгать, плавать, квакать…
П: смотрите, сколько всего умеет лягушонок, а что есть у лягушонка для того, чтобы он прыгал, плавал? (лапки)
П: а чтобы квакал и ловил комаров? (рот, а во рту - язык)
П: еще какие части есть?
Д: тело, глаза, голова.
На С. О. – прошлое.
С показом картинок. П: а раньше каким был лягушонок? (маленьким)
П: откуда же появился лягушонок?
Д: из яйца.
П: это называется икра. Из маленьких икринок сначала появляются головастики. А потом эти головастики превращаются в лягушек.
П: сначала лягушки по размеру какие? (маленькие)
П: какие части появляются? (лапки)
П: а с хвостом что происходит? (хвост исчез)
П: головастики по действию что умеют делать? (умеют плавать)
П: а прыгать умеют как лягушки? (нет)
П: почему? (потому что у них только две лапки)
На С. О. - будущее П: это было в прошлом. Давайте теперь посмотрим, что будет с нашим лягушонком, когда он вырастет? (это будет большая лягушка)
П: да, по размеру станет побольше. Что он будет делать по действию? (быстро прыгать, сможет спрятаться от врагов, будет ловить комаров, мух, будет громко квакать и т. д.
П: вот сколько всего будет уметь наш лягушонок, когда вырастет. Покажите сейчас.
Рассматривается надсистема.
Игра – составление сравнений. П: где можно увидеть лягушек?
(в болоте, в траве)
П: лягушка по цвету такая же зеленая, как…
Д: как зеленая трава, как зеленый мяч…
П: лягушка по размеру такая же маленькая, как…
Д: как маленький мячик, как маленькое яблоко…
П: лягушка по действию так же прыгает, как…
П: лягушка по влажности такая же мокрая, как…
Итог. Рефлексия. По действию что умеет делать лягушка?
Откуда появилась лягушка?
Где можно увидеть лягушек?
По цвету лягушка какая?
Какая по влажности?
А теперь я предлагаю каждой творческой группе рассмотреть свою картинку (машина и лиса) и составить свой рассказ, опираясь на схему.
Каждая группа выполняет задание
Молодцы справились с этим заданием.
3. Ждет нас третий блок - возьмите желтого цвета лепесток и приклейте его к серединке цветка. Мы продолжаем, и я хочу вас вдохновить на следующее - найдите "Необычное в обычном"
Мы с ребятами из обычного сделали необычное – это крокодилы из втулок от туалетной бумаги, и их мы используем для речевого дыхания, также мы любим создавать из газетной бумаги разных персонажей и придумываем четверостишия, например,
Лягушка попрыгушка, глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки комары да мушки!
А сейчас посмотрите – у вас на столах лежат газеты – попробуйте придумать, что из нее можно сделать и придумайте четверостишие.
При затруднении на слайде выводятся поделки из газетной бумаги (веер, кораблик, лягушка, самолет, шляпа)
А как дети могут запомнить это четверостишие? Верно, по мнемотаблицам, зарисуйте свои четверостишия.
4, 5. Возьмите зеленый и фиолетовый лепесток и приклейте его к серединке цветка. Теперь мы поиграем в игру "Да, нет". Почему два лепестка? Потому что эта игра имеет два уровня. Эта игра – разновидность головоломок-загадок для развития логики, воображения, мышления.
(Играют в игру)
6. Возьмите оранжевый лепесток и приклейте его к серединке цветка. В этом блоке я хочу показать вам игры, основанные на кругах Луллия.
7. Возьмите голубой лепесток и приклейте его к серединке цветка. Теперь мы поиграем в игру "Объяснялки". Эту игру можно взять для среднего возраста. Целью этой игры является умение строить цепочку из слов и связывая их по смыслу с помощью вопросов составлять развернутый рассказ
Например, «Яблоко- ложка» (составить и объяснить цепочку, как от яблони перейти к ложке)
-В саду росла яблонька, на которой. (висели вкусные и спелые яблоки) -Яблоки были спелые и поэтому сами. (падали на землю) -Так как яблоки падали, бабушка. (их собирала) -Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка. (варила вкусное варенье)
-Варенье было вкусное, поэтому. (я ела варенье ложкой)
А вам, я предлагаю составить следующие цепочки – «Мальчик – звезды» и «Дом – смородина»
Уважаемые коллеги вот мы и подошли к концу моего мастер-класса. Взгляните все на собранные вами семицветики – мы с вами собрали знания о ТРИЗ по крупицам – так давайте же наполним этими знаниями нашу вазу как символ мудрости. Но перед этим я попрошу вас оценить мой МК, нарисовав в серединке семицветика смайл – если понравилось, то улыбающийся смайл, если не понравилось – то грустный.
А теперь пройдите к вазе, и заполните ее знаниями – нашими семицветиками.
Все представленные и проигранные игры позволяют нам максимально эффективно решать изобретательские задачи, развивать у детей мышление, речь и другие психические процессы.
И сейчас, я хочу спросить, мы с вами выполнили все то, что написано у нас на эмблемах? Да!
Развивали! Вдохновлялись! Творили! Любили! Играли! И многое узнали!
Спасибо за внимание!