Папки-передвижки

Мастер-класс «Цветик-семицветик» (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)

Любовь Савкина
Мастер-класс «Цветик-семицветик» (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 города Карталы»

Тема: " Цветик-семицветик"

(игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)

Учитель-логопед: Савкиной Л. М

2019 год

Цель: знакомить педагогов с играми и пособиями ТРИЗ

Ход

Добрый день уважаемые коллеги! А сейчас я попрошу вас подойти всех ко мне, взяться за руки и подарить улыбки друг другу.

Темочки:

У меня в руках две коробочки. На первой коробочке задание: «Я откроюсь только тогда, когда вы по очереди назовете свое имя и отчество и подберите прилагательное на первую букву имени или отчества, которое вас характеризует» (Я Любовь Михайловна, я ласковая. А вы)

Педагоги по кругу выполняют задание, и коробочка раскрывается, в ней лежат семицветики-эмблемы

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию Цветик- Семицветик, этот семицветик символизирует девиз нашего мастер-класса :

Развиваться! Развивать. Вдохновляться! Вдохновлять. Творить! Любить! Хотеть все знать!

А в серединке семицветика указаны 4 волшебных буквы – ТРИЗ. Их для сегодняшнего мастер-класса я расшифровала следующим образом:

т- Творить

р- Разиваться

из- Изобретать

Ну а как же на самом деле расшифровывается ТРИЗ?

Ответы участников

Это Теория Решения Изобретательских Задач.

Итак, первую коробочку мы с вами открыли, но давайте вспомним о второй: на ней следующее послание:

«Эта ваза символизирует мудрость, но она пуста. Соберите букет из знаний, чтобы стать мудрыми и наполнить вазу. Для того, чтобы я открылась, произнесите хором девиз МК»

Развиваться! Развивать. Вдохновляться! Вдохновлять. Творить! Любить! Хотеть все знать!

Вторая коробка открылась.

Посмотрите, коллеги – во второй коробке лепестки. Для чего они нам понадобятся? (чтобы наполнить вазу цветами-знаниями)

Теперь я предлагаю вам поделиться на две творческих группы и присесть за столы.

У каждой творческой группы на столах находятся лепесточки от цветика-семицветика и серединка цветка для каждого участника. Перед каждым блоком мастер-класса мы будем приклеивать лепесток к серединке цветка.

1. Итак, перейдем к первому блоку.

Возьмите красный лепесток, на этом лепесточке написано слово ТРИЗ – еще раз давайте повторим, что это такое – это Это Теория Решения Изобретательских Задач.

ТРИЗ помогает нам развивать у ребенка гибкость и подвижность мышления, то есть это система игр и занятий, которая призвана максимально увеличить эффективность развития и воспитания дошкольников. Мы все знаем, что ТРИЗ технология ставит нас -педагогов и детей в позицию партнеров, поддерживая их веру в свои силы и возможности самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализируя, а не повторять сказанное взрослым. "Ведь каждый ребенок, изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат, достичь максимального эффекта. Я предлагаю на этом МК рассмотреть игры и пособия в совместной работе с детьми.

2. Следующий блок: возьмите синего цвета лепесток, и приклейте его к серединке цветка. Сегодня я вас познакомлю со своей игрой, которая называется "Системный оператор". Это игра одна из первых упражнений- развития системного логического мышления, ее еще можно назвать: «много экранной схемой талантливого мышления".

Обратите внимание на схему, давайте ее с вами разберем на примере данной картинки (рассматриваем по порядку на примере кошки)

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.

1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.

2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.

3. Выявление составляющих объекта.

4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.

5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- целостности объекта;

- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то» :

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

• Система. Кошка.

• Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т.

• Надсистема. Домашние животные.

• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.

• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.

• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.

• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

Или другой пример:

• Система. Спелый помидор.

• Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.

• Надсистема. Растения. Овощи.

• Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на помидорном кусте.

• Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и сочный. Помидор очень полезен для здоровья.

• Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими порезанными овощами и приготовим салат, который потом скушаем.

• Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые пытаются их скушать еще на грядке.

Игра «Лягушата».

П: летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это? (лягушка)

С. О. – в центре «лягушка» П: в гости к нам пришел лягушонок. Он такой весь гладкий и в воде живет. Покажите, как он квакает.

Рассматривается подсистема П: что может этот лягушонок?

Д: прыгать, плавать, квакать…

П: смотрите, сколько всего умеет лягушонок, а что есть у лягушонка для того, чтобы он прыгал, плавал? (лапки)

П: а чтобы квакал и ловил комаров? (рот, а во рту - язык)

П: еще какие части есть?

Д: тело, глаза, голова.

На С. О. – прошлое.

С показом картинок. П: а раньше каким был лягушонок? (маленьким)

П: откуда же появился лягушонок?

Д: из яйца.

П: это называется икра. Из маленьких икринок сначала появляются головастики. А потом эти головастики превращаются в лягушек.

П: сначала лягушки по размеру какие? (маленькие)

П: какие части появляются? (лапки)

П: а с хвостом что происходит? (хвост исчез)

П: головастики по действию что умеют делать? (умеют плавать)

П: а прыгать умеют как лягушки? (нет)

П: почему? (потому что у них только две лапки)

На С. О. - будущее П: это было в прошлом. Давайте теперь посмотрим, что будет с нашим лягушонком, когда он вырастет? (это будет большая лягушка)

П: да, по размеру станет побольше. Что он будет делать по действию? (быстро прыгать, сможет спрятаться от врагов, будет ловить комаров, мух, будет громко квакать и т. д.

П: вот сколько всего будет уметь наш лягушонок, когда вырастет. Покажите сейчас.

Рассматривается надсистема.

Игра – составление сравнений. П: где можно увидеть лягушек?

(в болоте, в траве)

П: лягушка по цвету такая же зеленая, как…

Д: как зеленая трава, как зеленый мяч…

П: лягушка по размеру такая же маленькая, как…

Д: как маленький мячик, как маленькое яблоко…

П: лягушка по действию так же прыгает, как…

П: лягушка по влажности такая же мокрая, как…

Итог. Рефлексия. По действию что умеет делать лягушка?

Откуда появилась лягушка?

Где можно увидеть лягушек?

По цвету лягушка какая?

Какая по влажности?

А теперь я предлагаю каждой творческой группе рассмотреть свою картинку (машина и лиса) и составить свой рассказ, опираясь на схему.

Каждая группа выполняет задание

Молодцы справились с этим заданием.

3. Ждет нас третий блок - возьмите желтого цвета лепесток и приклейте его к серединке цветка. Мы продолжаем, и я хочу вас вдохновить на следующее - найдите "Необычное в обычном"

Мы с ребятами из обычного сделали необычное – это крокодилы из втулок от туалетной бумаги, и их мы используем для речевого дыхания, также мы любим создавать из газетной бумаги разных персонажей и придумываем четверостишия, например,

Лягушка попрыгушка, глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки комары да мушки!

А сейчас посмотрите – у вас на столах лежат газеты – попробуйте придумать, что из нее можно сделать и придумайте четверостишие.

При затруднении на слайде выводятся поделки из газетной бумаги (веер, кораблик, лягушка, самолет, шляпа)

А как дети могут запомнить это четверостишие? Верно, по мнемотаблицам, зарисуйте свои четверостишия.

4, 5. Возьмите зеленый и фиолетовый лепесток и приклейте его к серединке цветка. Теперь мы поиграем в игру "Да, нет". Почему два лепестка? Потому что эта игра имеет два уровня. Эта игра – разновидность головоломок-загадок для развития логики, воображения, мышления.

(Играют в игру)

6. Возьмите оранжевый лепесток и приклейте его к серединке цветка. В этом блоке я хочу показать вам игры, основанные на кругах Луллия.

7. Возьмите голубой лепесток и приклейте его к серединке цветка. Теперь мы поиграем в игру "Объяснялки". Эту игру можно взять для среднего возраста. Целью этой игры является умение строить цепочку из слов и связывая их по смыслу с помощью вопросов составлять развернутый рассказ

Например, «Яблоко- ложка» (составить и объяснить цепочку, как от яблони перейти к ложке)

-В саду росла яблонька, на которой. (висели вкусные и спелые яблоки) -Яблоки были спелые и поэтому сами. (падали на землю) -Так как яблоки падали, бабушка. (их собирала) -Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка. (варила вкусное варенье)

-Варенье было вкусное, поэтому. (я ела варенье ложкой)

А вам, я предлагаю составить следующие цепочки – «Мальчик – звезды» и «Дом – смородина»

Уважаемые коллеги вот мы и подошли к концу моего мастер-класса. Взгляните все на собранные вами семицветики – мы с вами собрали знания о ТРИЗ по крупицам – так давайте же наполним этими знаниями нашу вазу как символ мудрости. Но перед этим я попрошу вас оценить мой МК, нарисовав в серединке семицветика смайл – если понравилось, то улыбающийся смайл, если не понравилось – то грустный.

А теперь пройдите к вазе, и заполните ее знаниями – нашими семицветиками.

Все представленные и проигранные игры позволяют нам максимально эффективно решать изобретательские задачи, развивать у детей мышление, речь и другие психические процессы.

И сейчас, я хочу спросить, мы с вами выполнили все то, что написано у нас на эмблемах? Да!

Развивали! Вдохновлялись! Творили! Любили! Играли! И многое узнали!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Цветик-семицветик» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению дидактической игры «Цветик-семицветик» для детей старшего дошкольного возраста 13 июля. День цветика – семицветика на МААМ. Вашему вниманию представляю мастер – класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Мастер-класс по оригами к Дню дошкольного работника «Цветик-семицветик» с детьми 5–6 летМастер-класс по оригами к Дню дошкольного работника «Цветик-семицветик» с детьми 5–6 лет 27 сентября отмечается профессиональный праздник – День дошкольного работника. В нашем учреждении сложилась традиция в этот день поздравлять.

Мастер-класс «Цветик-семицветик для мамочки»Мастер-класс «Цветик-семицветик для мамочки» Вот такие стихи читают наши ребята на праздничном утреннике. А какие же цветы исполняют все мамины мечты! Предлагаю мастер-класс по.

Мастер-класс «Цветок из модулей «Цветик-Семицветик»Мастер-класс «Цветок из модулей «Цветик-Семицветик» Мастер – класс цветок из модулей «Цветик- Семицветик» Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры из фетра «Цветик-семицветик»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры из фетра «Цветик-семицветик» Дидактическая игра "Цветик-семицветик" предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цель игры: развитие сенсорных способностей,.

Мастер-класс по модульному конструированию «Цветик — семицветик»Мастер-класс по модульному конструированию «Цветик — семицветик» Материал для выполнения мастер – класса по модульному конструированию «Цветик – семицветик»: набор цветной двусторонней бумаги для детского.

Мастер-класс по объёмной аппликации «Цветик — семицветик»Мастер-класс по объёмной аппликации «Цветик — семицветик» Материал для выполнения мастер – класса по объёмной аппликации «Цветик – семицветик»: набор цветной двусторонней бумаги для детского.

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиОтчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Цветик-семицветик» (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)
Опубликовано: 5 января 2021 в 15:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Цветик-семицветик» (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Савкина (УИ 413575) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД