МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Чудо дымковской игрушки»

СветланаК
Мастер-класс для педагогов «Чудо дымковской игрушки»

Мастер – класс

«Чудо дымковской игрушки»

Цель: создание условий для ознакомления педагогического сообщества с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Чудо дымковской игрушки“» размещена в разделах

- познакомить с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;

- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;

- развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;

- вызвать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование для педагогов : образцы дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица с элементами дымковской росписи, альбомный лист (для каждого, заготовки дымковской игрушки (лошадки, козлики, барашки, наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.

Ход мастер – класса :

1. Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своем мастер- классе.

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, а именно о дымковские игрушки.

Чтение стихотворения:

Игрушки эти не простые,

Они волшебно – расписные!

Простой, казалось бы, узор

Но отвести не в силах взор!

(Обращаю внимание на дымковские игрушки)

Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».

Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой.

Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка

(ныне г. Киров)

В каждом доме топилась печь.

Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась.

Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор - он необычно прост. Зато краски яркие-яркие.

2. Сегодня я приглашаю вас окунуться в мир сказочного творчества.

Представьте, что сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки.

Читаю стихотворение:

Славилась Россия чудо- мастерами.

Дерево и глину в сказку превращали,

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Сейчас игрушки из глины очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья».

Вопрос к коллегам:

Почему «Свистунья»?

Ответ: думаю, что вы догадались (потому что первоначально дымковская игрушка была свистулькой).

Приглашаю желающих расписывать дымковскую лошадку.

3. Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».

- Посмотрите, как красив дымковский узор.

Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).

- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающий с гладкокрашеными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор).

Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

o круги – означали солнце,

волнистые линии – небо,

• маленькие кружочки – семена,

• круг с серединкой – звездочкой – солнце.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.

- Давайте вспомним, что такое орнамент? (ответы)

Орнамент — это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…

- Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета, насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).

- Что такое тычок? (ответы).

Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а также можно использовать обратную сторону кисточки.

Народные мастера узоры рисуют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. И мы с вами попробуем работать без карандаша. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.

4. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.

Последовательность выполнения росписи игрушек.

Роспись дымковских игрушек (козлик, конь, бычок) :

-взять тонкую кисточку и черной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, рога, и кончиком кисти нарисовать глаза

-хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полоски, клетки, ромбы и зигзаги. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.

Работа с коллегами (аудитория)

Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение.

Есть игрушки, которыми играют, а есть и те, которыми украшают свои жилища, их берегут.

Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов.

Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет.

Женская фигура оберегала мать с детьми от несчастья и болезней,

а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды.

5. Итог:

Выставка и анализ работ.

- Расскажите о своих работах.

- Почему вы выбрали именно такой узор?

- Какую игрушку вы расписывали? (дымковскую)

- Чем отличается дымка от других росписей?

- Что нового, интересного вы узнали о народных промыслах?

Релаксация:

- Уважаемые коллеги, какие чувства вы испытывали, когда расписывали дымковскую игрушку? (удовлетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну)

- Какие трудности испытывали?

- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?

Педагог :

Коллеги, сегодня я познакомила вас с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.

Чтение стихотворения:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости сырей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

Спасибо, за совместную творческую работу, мне было приятно видеть вас на своем мастер – классе.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Фотоотчет «Роспись Дымковской игрушки»Фотоотчет «Роспись Дымковской игрушки» Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность.

Мастер-класс по работе с фоамираном для педагогов ДОУ «Чудо-светофор»Мастер-класс по работе с фоамираном для педагогов ДОУ «Чудо-светофор» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области «ЧУДО.

Мастер-класс для педагогов и родителей по изготовлению дидактических игр своими руками «Чудо-крышки»Мастер-класс для педагогов и родителей по изготовлению дидактических игр своими руками «Чудо-крышки» Мастер-класс для педагогов и родителей «Изготовление дидактических игр своими руками». "Чудо-крышки". Цель: повышение профессионального.

Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы»Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы» Мастер - класс по декоративному рисованию на тему:«Роспись юбки дымковской куклы» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на мастер - класс, который.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Чудо дымковской игрушки»
Опубликовано: 27 июня 2024 в 12:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Чудо дымковской игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем СветланаК в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД