СветланаК
Мастер-класс для педагогов «Чудо дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Чудо дымковской игрушки»
Цель: создание условий для ознакомления педагогического сообщества с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Чудо дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конструирование, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
- познакомить с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;
- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;
- развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;
- вызвать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для педагогов : образцы дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица с элементами дымковской росписи, альбомный лист (для каждого, заготовки дымковской игрушки (лошадки, козлики, барашки, наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.
Ход мастер – класса :
1. Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своем мастер- классе.
Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, а именно о дымковские игрушки.
Чтение стихотворения:
Игрушки эти не простые,
Они волшебно – расписные!
Простой, казалось бы, узор
Но отвести не в силах взор!
(Обращаю внимание на дымковские игрушки)
Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».
Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой.
Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка
(ныне г. Киров)
В каждом доме топилась печь.
Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась.
Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор - он необычно прост. Зато краски яркие-яркие.
2. Сегодня я приглашаю вас окунуться в мир сказочного творчества.
Представьте, что сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки.
Читаю стихотворение:
Славилась Россия чудо- мастерами.
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Сейчас игрушки из глины очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья».
Вопрос к коллегам:
Почему «Свистунья»?
Ответ: думаю, что вы догадались (потому что первоначально дымковская игрушка была свистулькой).
Приглашаю желающих расписывать дымковскую лошадку.
3. Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».
- Посмотрите, как красив дымковский узор.
Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).
- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающий с гладкокрашеными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор).
Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:
o круги – означали солнце,
волнистые линии – небо,
• маленькие кружочки – семена,
• круг с серединкой – звездочкой – солнце.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.
- Давайте вспомним, что такое орнамент? (ответы)
Орнамент — это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…
- Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета, насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).
- Что такое тычок? (ответы).
Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а также можно использовать обратную сторону кисточки.
Народные мастера узоры рисуют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. И мы с вами попробуем работать без карандаша. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.
4. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.
Последовательность выполнения росписи игрушек.
Роспись дымковских игрушек (козлик, конь, бычок) :
-взять тонкую кисточку и черной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, рога, и кончиком кисти нарисовать глаза
-хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек
Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полоски, клетки, ромбы и зигзаги. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.
Работа с коллегами (аудитория)
Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение.
Есть игрушки, которыми играют, а есть и те, которыми украшают свои жилища, их берегут.
Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов.
Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет.
Женская фигура оберегала мать с детьми от несчастья и болезней,
а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды.
5. Итог:
Выставка и анализ работ.
- Расскажите о своих работах.
- Почему вы выбрали именно такой узор?
- Какую игрушку вы расписывали? (дымковскую)
- Чем отличается дымка от других росписей?
- Что нового, интересного вы узнали о народных промыслах?
Релаксация:
- Уважаемые коллеги, какие чувства вы испытывали, когда расписывали дымковскую игрушку? (удовлетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну)
- Какие трудности испытывали?
- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?
Педагог :
Коллеги, сегодня я познакомила вас с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.
Чтение стихотворения:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости сырей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.
Спасибо, за совместную творческую работу, мне было приятно видеть вас на своем мастер – классе.