Надежда Душкина
Мастер-класс «Чемодан-затейник»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Чемодан – затейник».
Цель: Познакомить воспитателей с приёмами и вариантами использования «Чемодана-затейника» в разных видах детской деятельности для ненавязчивого обучения. Здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию наш «Чемодан – затейник». Всем нам хорошо известно, что игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление – это и метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная деятельность ребёнка, и средство всестороннего воспитания личности. Цель нашего «Чемодана-затейника» : организация разных видов деятельности как совместно с взрослым, так и самостоятельно в соответствии с возрастом ребёнка в игровой форме. Его можно использовать на занятиях, в театральной деятельности, как сюрпризный момент на праздниках, для индивидуальной работы и т. д.
Публикация «Мастер-класс „Чемодан-затейник“» размещена в разделах
Сейчас мы на время превращаемся в детей и попробуем с помощью чемодана решать разные задачи:
• развитие речи: «Составь рассказ», «Расскажи сказку», «Придумай загадку» (связанная речь). «Много – один», «А если ласково…» (словообразование). Драматизация, «Кто как говорит?» (развитие тембра голоса, согласованность речи и действий, слуха, и др. Я раздам всем картинки, с их помощью мы придумаем рассказ. Вы, выставляя свою картинку в чемодан, придумываете одно предложение с использованием того предмета, что у вас нарисован. Последовательность выбираете самостоятельно. Ну, кто первый?
Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, с воображаемым участником игры. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры;
• развитие познавательной сферы: «Когда это бывает?» (времена года). «Как Копатыч яблоки вырастил» (ботаника). «Помоги фиксикам» (сборка по схеме разной техники из геометрических фигур). «Совунья вяжет подарок» (выкладывание геометрических фигур по инструкции в узор). «Маша в лесу» (время года, листья разных деревьев, какие по цвету, сколько, съедобные и несъедобные грибы, безопасность поведения на природе, «Собери дорожный знак» и др. Маша пошла в лес, а там листьев видимо невидимо. И жёлтых, и красных. Посчитай, Верочка, сколько рябиновых листочков упало. Катюша, скажи какие деревья растут на полянке, где гуляет Маша и т. д.
Захотел Копатыч яблочка сьесть. Посадил он косточку в землю, поливал то место и появился маленький росток. Он рос, рос и превратился в небольшое деревце. Что помогало яблоньке расти? Выставляю в чемодан солнышко, тучку с дождиком, гусеницу. Воспитатели отвечают по мере появления изображения.
Верно, солнышко его согревало, дождик поливал, Копатыч от вредных гусениц избавлял. Пришла осень яблонька листочки сбросила и заснула на долгую зиму, а весной солнышко пригрело, яблонька и проснулась. Зацвела она от радости розовыми цветочками. Вот Копатыч обрадовался! А почему он так радовался? Ответы воспитателей. Вот, наконец яблонька отцвела и вместо цветов появились маленькие зелёные яблочки и т. д. до созревания плодов.
• развитие психических процессов (память, внимание, воображение и т. д.) : «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди такой же», «Что это?» (выкладывается одна геометрическая фигура, каждый ребёнок добавляет свою фигуру до получения знакомого или фантазийного предмета, «Запомни и выложи столько (так же)», «Машина корзина» (с закрытыми глазами назови чего и сколько в корзине) и др. ;
• физическое развитие (ловкость, реакция, скорость, мелкая моторика и т. д.) : Скакалки, моталки, лабиринт (провести бусинку по лабиринту, ниточки (манипуляции с ниткой в руках, эстафеты и др. ;
• развитие самостоятельности и творчества (выбор сюжета, героев, характера героев, вида самой деятельности, изменение правил, выбор игры, с кем и где играть). В нашем «Чемодане» используется не только то, что там лежит, но и сам чемодан. Крышку чемодана можно использовать как игровое поле, как полотно для создания сюжета рассказа, как пособие по развитию ФЭМП (ориентировка в пространстве, решения математических задач, как театральную ширму. Как музыкальный ударный инструмент (в шумовом оркестре) или при развитии чувства ритма, музыкального слуха. • развитие самостоятельности и творчества (выбор сюжета, героев, характера героев, вида самой деятельности, изменение правил, выбор игры, с кем и где играть). В нашем «Чемодане» используется не только то, что там лежит, но и сам чемодан. Крышку чемодана можно использовать как игровое поле, как полотно для создания сюжета рассказа, как пособие по развитию ФЭМП (ориентировка в пространстве, решения математических задач, как театральную ширму. Как музыкальный ударный инструмент (в шумовом оркестре) или при развитии чувства ритма, музыкального слуха.
«Чемодан-затейник» можно применить в любом месте групповой комнаты, на улице. Он незаменим при индивидуальной работе с ребёнком. Наш «Чемодан» многофункционален, мобилен, трансформируется в любой нужный предмет, вместителен и прост в обращении. Эти качества особенно ценны при малых площадях групповых комнат. Сделать его очень просто: нужен чемодан, фланель и немного фантазии. Наполнение происходит в зависимости от цели и места использования. Благодаря наличию игровых действий наш «Чемодан – затейник», делает обучение более занимательным, эмоциональным, помогает повысить произвольное внимание детей, создаёт предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Спасибо за внимание.