Хорина Вера
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка. Развитие речи – это одно из самых важных функций ребенка в дошкольном возрасте.
Возраст двух-трех лет– период интенсивного формирования речи, в который происходит становление активной речи, формируется фразовая речь. В общении со взрослым дети объединяют 3-4 слова, используют простые предложения. Именно в этом возрасте речь становится главным средством, которое использует ребенок для общения с близкими людьми и сверстниками.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. В этом возрасте дети не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).
К 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р, л и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение с, з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи.
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми дети часто (но не постоянно) пользуются; в своих высказываниях, употребляет почти все части речи; овладевают элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет, начинает согласовывать прилагательные с существительными. В общении со взрослыми дети все реже и реже используют звукоподражательные слова, однословные предложения.
Развивая речь ребенка необходимо разграничивать два типа заданий:
1. Задания, направленные на развитие пассивной речи, (понимание речи)- показ предмета, манипулирование с ним. Взрослый; «Это мяч… Покажи мяч…Дай мяч… Принеси мяч…Найди мяч… Возьми мяч…»
2. Задания, направленные на развитие активной речи, - обучение называнию предметов и действий с ними. Взрослый: «Кто это?» - «Киса». – «Скажи: Киса». – «Киса». – «Как кричит киса?» - «Мяу». Или: «Как мяукает киса (кошка?» - «Мяу».
Не надо ждать, что ребенок сразу же повторит сказанное взрослым. Это придет постепенно. Дети не могут сразу правильно воспроизвести звуковой и слоговой состав слова. На первых порах этого и не нужно требовать. Иначе у ребенка может появиться негативное отношение к речи, что увеличит сроки появления активной речи.
Чего надо избегать родителям?
Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Хочу обратить ваше внимание на влияние сосания пустышки на речевое развитие.
Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. От длительного сосания пустышки изменяется прикус, формируется высокое готическое нёбо, гипертрофируется корень языка и атрофируется кончик – и всё это ведёт к тяжёлым нарушениям звукопроизношения.
Постоянное сосание соски может стать причиной того, что ребенок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно выразительной. Ребенку будет удобнее указывать на нужные предметы пальцем и общаться при помощи жестов, так как он привык, что его рот всегда занят соской.
После двух лет может сформироваться уже зависимость от пустышки, и именно после двух лет сосание соски влечет за собой наиболее серьезные последствия.
! Нужно исключить соску и бутылочку после двух лет. Сосание должно уступить место жеванию. Включить в рацион твердую пищу. Никаких смесей пюре в бутылочке. Иначе у детей будут слабые мышцы артикуляционного аппарата, долгая работа логопеда…
Для того чтобы помочь ребенку 3 года жизни овладеть чистой и правильной речью
Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме (с — песенка водички, з — песенка комара, ж — жужжит жук, ш — песенка ветра, р -мотор самолета)
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, дети, как лошадки, цокают копытами (язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинь-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевых нарушений.
В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребенок не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. И для развития мышц органов речи, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Предложите ребёнку перед зеркалом открывать и закрывать рот (бегемотик, улыбнуться, показать зубы (улыбка, вытянуть губы трубочкой (хомячок, надуть щеки (толстячок).
Артикуляционная гимнастика является основой звукопроизношения, и ей необходимо уделять по 5-7 минут ежедневно.
Также важно уделять внимание развитию речи детей и больше общаться с ними. Важно читать детям сказки, потешки, загадки, стихи и разучивайте их. Рассматривать иллюстрации в книгах, проговаривая, что изображено, и задавая вопросы (что (кто) изображен; где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Нужно Развивать и мелкую моторику пальцев рук. С помощью массажа и игр например: «Сорока- белобока». Игры с мелкими предметами (крупы, мозайка) под вашим контролем, шнуровки, лепка, рисование, застегивание пуговиц. Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики.