Лучший педагог года Итоги 2024

Мастер-класс «Арттерапевтическая техника «Мандала» в коррекционной работе с детьми ОВЗ

Наталья Королёва
Мастер-класс «Арттерапевтическая техника «Мандала» в коррекционной работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов-психологов образовательных учреждений

Арттерапевтическая техника "Мандала" в коррекционной работе с детьми ОВЗ

педагог-психолог МБДОУ № 24

Королёва Наталья Павловна

Место проведения: центр диагностики и консультирования (ЦДиК) г. Армавир

Темочки:

В работе с детьми с особыми возможностями здоровья нам часто приходится сталкиваться с неадекватным поведением ребёнка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть психотравмирующую ситуацию и справиться с негативными эмоциональными переживаниями. Мы пришли к выводу, что научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

Вопрос к слушателям: как вы думаете, что такое Мандалотерапия?

Мандалотерапия – одно из направлений арттерапии (исцеление искусством).

Слово мандала означает “магический круг”. Круг является символом планеты Земля, первичный символ единства и бесконечности.

Вопрос к слушателям: какие задачи решаются в работе с детьми при использовании мандалотерапии?

Работа с мандалами помогает :

- гармонизировать внутреннее состояние;

- создавать и реализовывать свои намерения и цели;

- раскрывать свои творческие способности;

- научиться познавать себя;

- гармонизировать личное пространство;

- наполнять себя позитивными энергиями;

- мандала помогает развить саморегуляцию.

Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех, кто раньше не медитировал, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Во время рисования устанавливается контакт с внутренним “Я”, с интуицией и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства, – которые могут нахлынуть на ребёнка во время творческого процесса.

Таким образом, исчезает напряжение, ребёнок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.

Когда творчество пробуждает «Внутреннего Ребёнка», начинается сам процесс “исцеления”.

Мандалы – это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или природном материале, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для ребёнка мандала – это не законченный художественный объект, а способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой даёт необходимую энергию во внутренний мир ребёнка для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же “круглым”, гармоничным и цельным, как мандала.

Это указывает, на большую ценность мандал, как на активный арттерапевтический метод в психокоррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами.

Вопрос к слушателям: согласны ли вы с тем, что работа с мандалами помогает ребёнку укрепить связь между сознательным и бессознательным? Как это проявляется в рисовании Мандалы?

Работа с мандалами помогает ребёнку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать их умственную рассеянность и упорядочить их существование в этот момент.

Когда ребёнок рисует, его состояние становится умиротворённым, нет напряжения, стресса. Это происходит в силу того, что устанавливается связь с интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на него во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжение, дошкольник успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.

Вопрос к слушателям: С какого возраста можно заниматься мандалотерапией с детьми?

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками ( три основных цвета: красный, жёлтый, синий).

3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребёнка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребёнка и рисование собственных.

Вопрос к слушателям: Назовите основные правила работы психолога с ребёнком при использовании мандалы.

Основные правила работы психолога с ребёнком при использовании мандалы :

1. Выбор мандалы ребёнок осуществляет самостоятельно.

2. На одном занятии можно работать только с мандалой.

3. Необходимо использовать музыкальное сопровождение.

4. Материалы для работы ребёнок выбирает самостоятельно.

5. Процесс раскрашивания ограничен по времени: для детей – по степени пресыщения работой.

6. Психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы.

7. После раскрашивания ребёнок рассказывает о своих чувствах, переживаниях, доволен ли он своей работой.

8. Затем проводится беседа психолога с ребёнком о процессе работы и результате.

– психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребёнка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;

– ребёнок должен дать название своей мандале;

– психолог выясняет ассоциации ребёнка на каждый цвет мандалы и значение, которое придаёт ребёнок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звёзд, секторов и т. д.).

9. Работая с ассоциациями ребёнка, психолог может определить его конкретную проблему.

А сейчас, я предлагаю вам погрузиться в мир творчества и умиротворения, путём раскрашивания Мандал под музыкальное сопровождение.

Слушатели раскрашивают мандалы.

Беседа со слушателями, по окончании раскрашивания.

- психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребёнка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;

необходимо дать название своей мандале;

– психолог выясняет ассоциации ребёнка на каждый цвет мандалы и значение, которое придаёт рисующий символам в рисунке мандалы….

Вывод: работая с детьми с особыми возможностями здоровья, имеющими проблемы в эмоциональной, личностной, волевой и интеллектуальной сфере, мы заметили, что наиболее эффективными и простыми техниками арттерапии является мандалотерапия, которая способствует коррекции поведения и гармонизации внутреннего психологического состояния ребёнка.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Арттерапевтическая техника «Мандала» в коррекционной работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 11:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Арттерапевтическая техника «Мандала» в коррекционной работе с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Королёва (УИ 2506450) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!

Объявлены результаты конкурса "Педагог года - 2024" на МААМ!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД