Наталья Королёва
Мастер-класс «Арттерапевтическая техника «Мандала» в коррекционной работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов-психологов образовательных учреждений
Арттерапевтическая техника "Мандала" в коррекционной работе с детьми ОВЗ
педагог-психолог МБДОУ № 24
Королёва Наталья Павловна
Место проведения: центр диагностики и консультирования (ЦДиК) г. Армавир
Темочки:
В работе с детьми с особыми возможностями здоровья нам часто приходится сталкиваться с неадекватным поведением ребёнка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть психотравмирующую ситуацию и справиться с негативными эмоциональными переживаниями. Мы пришли к выводу, что научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.
Вопрос к слушателям: как вы думаете, что такое Мандалотерапия?
Мандалотерапия – одно из направлений арттерапии (исцеление искусством).
Слово мандала означает “магический круг”. Круг является символом планеты Земля, первичный символ единства и бесконечности.
Вопрос к слушателям: какие задачи решаются в работе с детьми при использовании мандалотерапии?
Работа с мандалами помогает :
- гармонизировать внутреннее состояние;
- создавать и реализовывать свои намерения и цели;
- раскрывать свои творческие способности;
- научиться познавать себя;
- гармонизировать личное пространство;
- наполнять себя позитивными энергиями;
- мандала помогает развить саморегуляцию.
Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех, кто раньше не медитировал, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Во время рисования устанавливается контакт с внутренним “Я”, с интуицией и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства, – которые могут нахлынуть на ребёнка во время творческого процесса.
Таким образом, исчезает напряжение, ребёнок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.
Когда творчество пробуждает «Внутреннего Ребёнка», начинается сам процесс “исцеления”.
Мандалы – это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или природном материале, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для ребёнка мандала – это не законченный художественный объект, а способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой даёт необходимую энергию во внутренний мир ребёнка для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же “круглым”, гармоничным и цельным, как мандала.
Это указывает, на большую ценность мандал, как на активный арттерапевтический метод в психокоррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами.
Вопрос к слушателям: согласны ли вы с тем, что работа с мандалами помогает ребёнку укрепить связь между сознательным и бессознательным? Как это проявляется в рисовании Мандалы?
Работа с мандалами помогает ребёнку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать их умственную рассеянность и упорядочить их существование в этот момент.
Когда ребёнок рисует, его состояние становится умиротворённым, нет напряжения, стресса. Это происходит в силу того, что устанавливается связь с интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на него во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжение, дошкольник успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.
Вопрос к слушателям: С какого возраста можно заниматься мандалотерапией с детьми?
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками ( три основных цвета: красный, жёлтый, синий).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребёнка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребёнка и рисование собственных.
Вопрос к слушателям: Назовите основные правила работы психолога с ребёнком при использовании мандалы.
Основные правила работы психолога с ребёнком при использовании мандалы :
1. Выбор мандалы ребёнок осуществляет самостоятельно.
2. На одном занятии можно работать только с мандалой.
3. Необходимо использовать музыкальное сопровождение.
4. Материалы для работы ребёнок выбирает самостоятельно.
5. Процесс раскрашивания ограничен по времени: для детей – по степени пресыщения работой.
6. Психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы.
7. После раскрашивания ребёнок рассказывает о своих чувствах, переживаниях, доволен ли он своей работой.
8. Затем проводится беседа психолога с ребёнком о процессе работы и результате.
– психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребёнка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;
– ребёнок должен дать название своей мандале;
– психолог выясняет ассоциации ребёнка на каждый цвет мандалы и значение, которое придаёт ребёнок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звёзд, секторов и т. д.).
9. Работая с ассоциациями ребёнка, психолог может определить его конкретную проблему.
А сейчас, я предлагаю вам погрузиться в мир творчества и умиротворения, путём раскрашивания Мандал под музыкальное сопровождение.
Слушатели раскрашивают мандалы.
Беседа со слушателями, по окончании раскрашивания.
- психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребёнка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;
необходимо дать название своей мандале;
– психолог выясняет ассоциации ребёнка на каждый цвет мандалы и значение, которое придаёт рисующий символам в рисунке мандалы….
Вывод: работая с детьми с особыми возможностями здоровья, имеющими проблемы в эмоциональной, личностной, волевой и интеллектуальной сфере, мы заметили, что наиболее эффективными и простыми техниками арттерапии является мандалотерапия, которая способствует коррекции поведения и гармонизации внутреннего психологического состояния ребёнка.