Татьяна Дорофеева
Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Нетрадиционные техники рисования»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Цель:
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
• Познакомить с разными техниками рисования; способствовать формированию умения у педагогов ДОУ выполнять на практике несколько нетрадиционных методов рисования.
• Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, материал для практической деятельности – гуашь, альбомные листы бумаги с изображением цветов, акварель, баночки с водой, кисти для рисования, клей ПВА, канцелярский клей, соль морская (белая и цветная, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.
Вступительное слово
Актуальность выбранной темы мастер-класса :
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного освоения образовательной программы ДОУ.
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги вашему вниманию предоставляется мастер –класс на тему «Виды нетрадиционных техник рисования».
И начать его мне хотелось бы с высказывания известного всем нам выдающегося педагога Сухомлинского: Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский
Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство? Но порой заинтересовать ребенка не так уж просто. Маленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло - чтобы укрываться, а кисточка - чтобы рисовать. Бесконечная череда «взрослых» правил и ни шага в сторону. Нетрадиционные техники рисования разрывают шаблоны обучения ребенка изобразительному искусству. Конечно, перед тем как приступить к ним, необходимо дать азы обращения с карандашами, мелками и кисточками. Только после того как маленький художник усвоит основные классические техники рисования, необходимо приступать к нетрадиционным.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Чем привлекательна нетрадиционная техника рисования?
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Нетрадиционные техники рисования привлекают детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное - процесс. В ходе таких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Уважаемые коллеги,как вы думаете использование нетрадиционных техник рисования оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста? Ответы педагогов Все верно. И вот на следующем слайде нашей презентации мы видим подтверждение всему сказаннлому.
Использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов.
• Развивает уверенность в своих силах.
• Развивает пространственное мышление.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
• Развивает мелкую моторику рук.
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Ну а теперь я предлагаю перейти непосредственно к видам нетрадиционных техник рисования. Классификация. которую я представлю вашему вниманию, основана на возрастном показателе. Можно выделить:
1)Нетрадиционные техники изо с детьми младшего дошкольного возраста;
2) Нетрадиционные техники изо с детьми среднего дошкольного возраста:
3) Нетрадиционные техники изо с детьми старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим каждую группу по порядку С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
• рисование по мокрому листу бумаги
Рисование по мокрому листу бумаги
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки;
•монотипия предметная.
Давайте и здесь рассмотрим примеры.
СЛАЙДЫ: ниткография, рисование ватными палочками, монотипия, воск мелки +гуашь, свеча + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, печать листьями
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография
•граттаж.
Практическая часть
Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Рисовать сегодня мы будем цветы. Для этого мы будем использовать четыре нетрадиционные техники : 1) соленое рисование;
2)акварель,прозрачный клей,соль
3)цветная морская соль и клей ПВА
4)рисование ватными палочками
Давайте рассмотрим порядок выполнения рисунка по каждой из них.
Рисование по соли
Оборудование: лист альбомный с изображением цветка, соль белая, клей ПВА, гуашь, кисточка.
Последовательность работы
Нанесите клей ПВА на лист бумаги узорами или рисунком
Далее посыпаем все солью, даем минуту подсохнуть. Затем стряхиваем излишки соли над тарелкой
Разведите гуашь или акварель
в небольшом количестве воды,но не слишком жидко, чтобы ее было удобно наносить.
Наносить краску на солевые разводы нужно аккуратно. Краска будет очень интересно растекаться по солевым «дорожкам».
Акварель, соль, канцелярский клей
Оборудование: лист альбомный с изображением цветка, акварель, клей канцелярский, кисточки для клея, кисточки для акварели, соль белая.
Последовательность работы
Возьмите лист с изображением цветка. С помощью кисточки и воды смочите его. Затем берете акварельные краски и покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу.
Пока капли не высохли добавьте капельки канцелярского клея, а затем посыпьте рисунок солью.
Соль создает интересный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании. Кроме того,она красиво искрится.
Цветная соль и клей ПВА
Оборудование: лист альбомный или картон с изображением цветка, клей ПВА, кисточки для клея, соль цветная.
Последовательность работы
Сначала необходимо определиться с цветом цветка и взять определенного оттенка соль.
Затем покрываем изображение тонким слоем клея ПВА (постепенно, небольшими участками)
Участок на который нанесли клей посыпаем цветной солью (цвет может быть различный).
Лишнюю соль стряхиваем на тарелочку.
Также продолжаем дальше, пока наш рисунок не будет готов.
Рисование ватными палочками
Оборудование: альбомный лист с изображением цветка, гуашь, ватные палочки.
Последовательность работы
Изображаем контур рисунка простым карандашом. Желательно все же взять плотную бумагу, не офисную, например, картон (можно цветной).
Выбираем гуашь нужного цвета. Не смачивая в воде,ватную палочку макаем в гуашь и выполняем рисунок мазками (ватная палочка горизонтально) или точечно (ватная палочка вертикально,заполняя внутреннюю часть контура.
На каждый новый оттенок берется новая ватная палочка.
Когда основное изображение выполнено, рисунок можно дополнить другими элементами. Работе необходимо время,чтобы подсохнуть.
Чтобы не путаться в последовательности работы, у вас на столах лежат памятки по каждой технике.
Вызываю желающих. Выполнение работы,звучит музыка.
Опрос педагогов после выполнения работы.
• Понравилось ли вам рисовать морской солью?
• Какие при этом вы испытывали эмоции?
• Какие у вас возникли трудности в ходе рисования?
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные цветы.
Заключительный этап
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Спасибо за внимание!
До свидания!