Светлана
Массажный мяч для важных задач
▼ Скачать + Заказать документы
Массажный мяч для важных задач
Иванова Светлана Ивановна, воспитатель
МАДОУ "Детский сад №7 "Ручеек"
поселка Вурнары Чувашской Республики
«При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг».
Н. А. Бернштейн.
В настоящее время большинство педагогов и родителей располагают возможностью свободного доступа к обилию информации по теме гармоничного и разностороннего развития ребенка. Тем не менее, многие, так сказать, типовые трудности развития дошкольников остаются актуальными. Так, общее моторное отставание в развитии тонких движений пальцев у современных детей на сегодняшний день становится практически массовым явлением. Различные расстройства кистевого и пальцевого праксиса, как правило, сопряжены с трудностями реализации точных координированных движений. Для диагностики наличия отклонений мелкой моторики у воспитанников я использую игровые приемы и пробы. Зачастую отмечаю логопедические проблемы, неспособность ребенком воспроизвести и удержать указанную позу. Таким детям требуется много времени для овладения простыми навыками, такими, как застегивание и расстегивание пуговицы или молнии. Возможно, одной из основных причин, стимулирующей усугубление рассматриваемой проблемы, является стремительное развитие технического прогресса. Для выполнения большинства бытовых задач в современных семьях используются различные устройства. Человеку необходимо только нажимать на определенные кнопки. Кроме того, с увеличением темпа жизни в последние годы, родители не имеют возможности выделить достаточное количество времени для занятий с детьми и малыши проводят время за продолжительным просмотром мультфильмов или играми на гаджете с интернетом. Нарушение мелкой моторики у детей чревато серьезными последствиями, ведь точные тонкие движения кисти и пальцев рук обеспечиваются согласованной работой нервной, костно-мышечной, зрительной систем. Такие дети демонстрируют неготовность к обучению письму. Таким образом, проблема выявления и коррекции моторной недостаточности у детей стоит очень остро.
Публикация «Массажный мяч для важных задач» размещена в разделах
В ходе организации педагогического процесса в детском саду передо мной, как воспитателем, разворачивается ряд задач : оздоровительных, образовательных и воспитательных. Для решения их в единстве, на ежедневной основе я занимаюсь анализом и подбором различных техник и приемов обучения. Данная статья посвящена компоненту физического воспитания детей – решению проблемы обнаружения и исправления моторной недостаточности. Таким образом, в ходе подготовки материалов для публикации, я сформулировала следующую цель – подобрать наиболее эффективные методы, приемы, а также необходимые атрибуты, направленные на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
На мой взгляд, достижение установленной цели предполагает выполнение ряда задач :
- организовать мероприятия, направленные на закаливание организма ребенка;
- в игровой форме на развивающих занятиях с малышами способствовать развитию мелкой моторики рук;
- применить методы рефлексотерапии, в частности, воздействовать на биологически активные точки на поверхностях ладоней;
- включать в ход занятий активную пальчиковую гимнастику, улучшающую кровообращение, тонизирующую мелкие мышцы на руках.
Известно, что массажные процедуры оказывают благотворное влияние на организм человека в любом возрасте. Посредством массажа происходит положительное воздействие на сосуды, мышцы, железы и другие составляющие различных систем в организме. Улучшается состояние центральной нервной системы, очищается эпидермис, повышается общий тонус. Массаж с использованием массажных мячиков является одним из наиболее популярных и эффективных способов развития детей дошкольного возраста во всем мире. Применение массажных мячей с малышами во многом будет способствовать достижению установленной цели, а также реализации перечисленных выше задач. Таким образом, в качестве основного метода решения актуальной проблемы я выбрала активное включение в работу с воспитанниками массажных техник, подразумевающих работу с массажными мячиками.
Мои воспитанники воспринимают массажный мяч как игрушку, однако при грамотном подходе такой мяч может стать высокоэффективным инструментом в процессе развития ребенка. При перекатывании по поверхности кожи мячика с шипами, происходит воздействие на нервные окончания и акупунктурные точки, улучшается кровообращение. Следовательно, применение таких мячиков оказывает положительное влияние на состояние здоровье человека. Работа с массажными мячами делает кожу более эластичной, оказывает благотворное влияние на питание тканей, улучшает приток крови, укрепляет мышцы, а также облегчает болевые ощущения при ушибах. Использование массажных мячиков особенно результативно для решения вопросов, связанных с моторной недостаточностью у малышей. С воспитанниками я использую массажные мячи небольших размеров (5-7 см в диаметре). Результаты показали, что с течением времени, движения кистей и пальцев рук у детей становятся заметно более координированными и свободными. Воспитанники уверенно справляются с разнообразными жестами, к примеру, захватом, удержанием, перемещением предмета. Малыши рисуют в разных техниках, лепят фигурки из пластилина, создают поделки из бумаги, ткани, природных материалов, не задумываясь о том, как справиться с «непослушными» пальчиками. Малыши становятся более внимательными, активнее проявляют творческие способности демонстрируют успехи в мышлении и развитии речи. Такие результаты обусловлены тем фактом, что в головном мозге человека моторный и речевой центры находятся близко друг к другу. Соответственно, по ходу улучшения моторного аппарата нивелируются вопросы, связанные с речевой функцией и умственной деятельностью.
Как правило, работу с массажными мячиками я осуществляю в подгруппах по 4-5 человек. Начинаю с простых упражнений, например:
- захват и удержание мяча в руке;
- перемещение мяча из одной руки в другую;
- сжатие и разжимание мяча;
- перекатывание мяча по столу ладонью вниз с разной интенсивностью;
- перекатывание мяча в руках с разной интенсивностью;
- массаж ладони мячом кругообразными движениями от центра ладони к кончикам пальцев.
Для каждого из вышеперечисленных упражнений составляю различные вариации, добавляю короткие стихотворения, например, из книги И. А. Ермаковой «Развиваем мелкую моторику у малышей» [2]. Суть таких игр заключается в том, чтоб произнесение строк стихотворений происходило одновременно с выполнением соответствующих движений с мячом.
Во многих случаях я сама разрабатываю игры, включающие массажные движения и соответствующий текст, например, «Путешествие колобка», «Шустрые пальчики». Время от времени ищу идеи в специализированной литературе. Ниже приведу несколько результативных упражнений:
1. Необходимо взять мяч подушечками пальцев. Далее, перебирая пальцами, следует прокручивать мячик по направлению от себя и обратно;
2. Держа мячик двумя руками, нужно подкинуть его на небольшую высоту и поймать. Повторить алгоритм несколько раз. Упражнение можно усложнить выполнением хлопков;
3. Упражнение заключается в перекладывании мяча из одной ладони в другую с постепенным увеличением темпа;
4. Сцепив пальцы над мячом в замок, нужно зажать мяч ладонями несколько раз. При этом локти должны быть разведены в стороны.
Включение в ход занятий логопедических игр с массажным мячом приносит особенно явные результаты. Комплекс «Разминка» из книги Воробьевой Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические игры с мячом» [1] как раз относится к такому типу упражнений:
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю. (Сжимать мячик правой рукой, затем левой)
Крепко мячик обнимаю,
Никуда не выпускаю. (Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево —как хочу. (Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад –вперед)
«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(Удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.)
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
( Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Повторить для левой руки те же движения)
Массажные мячи полезны не только для стимуляции ладоней. На занятиях и в режимные моменты с воспитанниками я часто практикую массаж предплечья и руки целиком. Грамотное воздействие на стопы и другие части тела, например, ноги, живот, голову, спину (работа в парах) также оказывает оздоравливающее влияние на организм.
Проанализировав специальную литературу и научные исследования, а также опираясь на собственный многолетний опыт работы с детьми, я сделала вывод: массажный мяч является эффективным инструментом для коррекции моторной недостаточности у детей. Массажные техники с применением мячиков с шипами оказывают благотворное воздействие на координацию работы мышечной, нервной и зрительной систем. Упражнения с массажным мячом просты, доступны и высокоэффективны.
Список литературы
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические игры с мячом»;
2. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»;
3. [Фото массажного мячика] https ://sports-tech.ru/catalog/massazhnye-myachi/myach-massazhnyy-starfit/.