Людмила Слободяник
Март. Картотека занятий (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Март.
Карточка №1.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора! П. Образцов
Публикация «Март, Картотека занятий (часть 1)» размещена в разделах
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта — день весеннего равноденствия, т. е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы.
Перечислите признаки весны.
Какой сейчас месяц?
Что происходит со снегом весной?
Как изменяется жизнь человека весной?
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры
«Ловика, бери ленту», «Охотники и звери», «Краски»
Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Март.
Карточка №2.
Наблюдение за воробьем.
Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала,
Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть.
Задорный, лихой воробьишка
— Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему?
Кого боятся воробьи?
Чем они питаются весной?
Как люди должны заботиться о птицах?
Трудовая деятельность
Расчистка грядок на огороде от старых сорняков.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижные игры
«Перелет птиц», «Совушка», «Догони свою пару»
Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении. Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Март.
Карточка №3.
Наблюдение за ивой.
Цели: знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком состоянии они находятся); обращать внимание на деревья, пробуждающиеся самыми первыми.
Ход наблюдения
Весна еще не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь ива распустила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам,
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
В марте—апреле появились на ивовых ветках пухлые почки, сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко-желтыми, похожими на цыплят. Цветки прикрыты пушистыми волосками, защищающими нектаринки от дождя и холода. Шмели летят к ивам собирать медовый нектар. Иву остролистую в народе называют вербой.
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Гуси-гуси», «Уголки», «.Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Упражнение с мячом.
Цель: закреплять умение бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Март.
Карточка №4.
Наблюдение за работой дворника.
Цели: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто обрезает деревья?
Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами — секатором.)
С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)
Почему профессия называется — дворник?
Трудовая деятельность
Уборка обрезанных дворником веток в определенное место.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Подвижные игры
«Хитрая лиса», «Перебежки», «Гори, гори ясно»
Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Март.
Карточка №5.
Целевая прогулка.
Наблюдение за легковым автомобилем.
Цели: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.
Почему он так называется?
Какие вы видите автомобили?
Какие автомобили перевозят людей?
Чем отличается автобус от легковой машины?
Что у них общего?
Кто водит машину?
Спешат автобусы,
Спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки.
Цели: приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим.
Подвижные игры
«Волк во рву», «Горелки», «Гуси – лебеди».
Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги. : Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Март.
Карточка №6.
Наблюдение за сосульками.
Цели: знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями, способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.
Ход наблюдения
Шаловливые сосульки
Сели на карниз.
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Надоело им свисать,
Стали капельки бросать.
Целый день идет трезвон
— Кап-кап! Дон-дон! Ю. Клюшников
Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли.
Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.)
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что растет вершиной вниз? (Сосулька.)
Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.
Трудовая деятельность
Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.
Подвижные игры
«Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цели: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели: обучать самостраховке при выполнении движений в равновесии; развивать выносливость.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Март.
Карточка №7.
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!»
— Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут
— Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки
— Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Как вы им помогаете?
Какого они размера?
Какую пользу приносят птицы?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как птицы заботятся о своем потомстве?
Каких птиц вы еще знаете?
Трудовая деятельность
Посыпание песком дорожек на участке.
Цели: воспитывать положительное отношение к труду; учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Мышеловка», «Ловишка с мячом»
Цели:учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
«Салки». Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу. : Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Март.
Карточка №8.
Наблюдение за рябиной.
Цели: закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной.
Ход наблюдения
Вопросы.
По каким характерным признакам можно узнать рябину?
Расскажите стихотворение про рябину.
Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?
Когда зацветает рябина?
Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?
В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.
Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Подвижные игры
«Волк во рву», «Горелки», «Краски»
Цели: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед;
развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Полегон», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
«По прямой».
Цель: учить ездить на велосипеде. – совершенствовать навыки езды на велосипеде.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Март.
Карточка №9.
Наблюдение за сорокой.
Цели: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу-
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой»?
Что это за птица, как она выглядит?
Вьет ли сорока гнезда, зачем?
Какие заботы у птицы весною?
Как они берегут свое потомство?
Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)
Трудовая деятельность
Посыпание скользких дорожек песком.
Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.
Подвижные игры
«Лягушка и цапля», «Не попадись»
Цели: учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие.
«Достань до мяча».
Цели: продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Март.
Карточка №10.
Наблюдение за транспортом.
Цель:Расширять зания детей о транспорте, различать его по назначению, сравнивать, развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к профессии водителя.
Ход наблюдения
Загадывание загадок о транспорте в группе.
На колесах четырех,
С окнами и дверями.
Как выглядит легковой автомобиль, автобус, грузовики?
Чем отличаются?
Какие виды легковых автомобилей вы знаете?
Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером?
Трудовая деятельность
Коллективный труд : сбор мусора на участке.
Подвижные игры
«Догони свою пару», «Ловишка, бери ленту», «Затейники».
Цель: объяснять правила игры, учить действовать по сигналу, развивать ловкость. Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Полегон», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.