Ямбулатова Алиса
Марийская национальная подвижная игра «Белый заяц»
▼ Скачать + Заказать документы
Ош меран мемнан покшелше,
Ош меран мемнан покшелне,
Йырге пордын савырне,
Йырге пордын савырне.
Белый заяц в кругу
Белый заяц в кругу
Вокруг себя покрутись
Вокруг себя покрутись.
Ош меран тып-топ тавалте,
Топ тавалте да торшталте,
Йырге пордын савырне,
Йырге пордын савырне.
Белый заяц потопай
Потопай и попрыгай
Вокруг себя покрутись
Вокруг себя покрутись.
Ош меран мемнам ончал,
Йыр ончал да шып шогал,
Публикация «Марийская национальная подвижная игра „Белый заяц“» размещена в разделах
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Подвижные игры для детей
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Темочки
Ком йоратет, тудым лук,
Ком йоратет, тудым лук!
Белый заяц посмотри на нас
Посмотри вокруг и тихо стой
Кого любишь, того выбирай
Кого любишь, того выбирай.
(Мый йоратем)
(Я люблю)
Доклад на тему: «Использование марийских народныхподвижных игр в этнокультурном образовании и физическом воспитании дошкольника».
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к
национальным традициям является очень актуальным вопросом современности.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается спад интереса к своей
культуре и языку. Проведенные исследования установили, что современные
дети много времени уделяют компьютерным играм.
Традиции своего народа всегда считались одной из высших ценностей
человека, основой жизни. Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь
запреты и гонения.
Наша задача сегодня – продолжить передачу национальных ценностей
детям, воспитывая любовь и уважение к своей Родине, в которой мы живем.
Эти знания необходимы педагогу, потому что от него в огромной степени
зависит будущее подрастающего поколения.
Мы все понимаем, что если не поддерживать традиции предков, они
могут исчезнуть безвозвратно.
Одним из средствэтнокультурного воспитания дошкольников является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, каждого конкретного эпоса, у любого поколения есть свои любимые игры. Воспитательное значение марийских народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Большинство марийских народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суеверием, предрассудками. Значительная часть народного марийского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность марийской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитания предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игра в это время была не просто развлечением, а способом организации общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность.
По содержанию марийские игры лаконичны, выразительны и доступны детям. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Педагоги используют разнообразные подвижные игры, развивающие речь, двигательную активность, физические качества. Через игры дети знакомятся с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнают о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях (сур меран, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр- движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, и т. д.). В играх используются и марийские считалки - устные художественные произведения. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, на выполнение правил:
Икыт, кокыт, кандаш, лу-
Пече воктен олмапу.
Олма кырышыже те лийыда,
Олма кочшыжо ме лийына.
Народные подвижные игры должны обеспечивать разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или с текстом игры. Использовать марийские подвижные игры можно во всех формах воспитательно-оздоровительной работы детского сада: на занятиях, утренней гимнастике, прогулках, развлечениях и праздниках.
-утренняя гимнастика:
1. подготовительные упражнения под марийскую музыку,
2. марийская подвижная игра (вудла йоген модмаш «ручеек»)
-физкультурные занятия: традиционные и нетрадиционные.
Нетрадиционные занятия:
1. сюжетные занятия: по мотивам марийских сказок (Рывыж да тумна- «Лиса и сова», Меран порт «Заячий домик»
2. игровые занятия (на воздухе) : занятия, построенные на марийских подвижных играх, играх-эстафетах…
3. танцевальные занятия (в помещении) : занятия, построенные на танцевальном материале. Используются хороводные игры («Ош меран», «Верым пу») далее идет разучивание танцевальных движений.
4. сюжетно-игровые занятия (на воздухе) : эти занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т. д. На занятиях с участием персонажа, роль которого исполняет взрослый, проводятся подвижные игры на различные виды движений («агытан чунгедылмаш» (петушиное сражение, «вараш ден комбиге-влак» (ястреб и гусята, «йолетым шеклане» (береги ноги) и др.)
5. физкультурное развлечение: все занятие строится на знакомых играх и игровых упражнениях. Подвижные игры располагаются так, чтобы нагрузка возрастала и снижалась постепенно.
6. физкультурный праздник. В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники. В программу могут входить пляски, танцы, песни, народные обряды. Учитывая особенности культуры народов мари, рекомендуется сочетать проведение праздников с фольклорными праздниками: шорыкйол (рождество, уярня (масленица, агавайрем (праздник поля) Подготовка к таким праздникам ведется на всех занятиях. Движения, включенные в программу, должны быть хорошо знакомы детям. Подвижные игры должны соответствовать содержанию праздника и времени года. Дети участвуют в подготовке костюмов, атрибутов, в украшении помещения.
Таким образом, в процессе ознакомления с игрой, развивается интерес к
истории родной страны, народной культуре, фольклору. Благодаря знакомству с играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.