Алла Богданова
Манкотерапия в работе логопеда
«РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ»
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»; выдыхай медленно и плавно; старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой; 1.«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ» От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в манке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
Публикация «Манкотерапия в работе логопеда» размещена в разделах
2.«ЧТО ПОД МАНКОЙ?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение; 3 «ЯМКА» Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке; 4.«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»В манке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца; 5.«ДОРОГА К ДРУГУ» На манке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
6.«СЕКРЕТ» В манку неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием манки обнаружить спрятанное; 7 «ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН» Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь; 8 «ПУТЕШЕСТВИЕ» На манке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. 1 «ЛОШАДКА», Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде. 2 «КАЧЕЛИ» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по манке в том же направлении.
3 «ЧАСИКИ» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку, манке или по воде.
4 «НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку, манке или воде.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. 1 «СИЛЬНЫЙ МОТОР» Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по манке. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука. 2 «ГОРОЧКА»Набрать манку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав манку и произнося этот звук, засыпать ее.
3 «ДОРОЖКА» Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по манке ладошками. 4 «НАЙДИ ИГРУШКУ» Логопед закапывает в манку игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.
1 «СПРЯЧЬ РУЧКИ» Прятать руки в манку, услышав заданный звук.
2 «СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ» Рисовать круги на манке, проговаривая слоговые дорожки.
3 «ДВА ГОРОДА»Под толстым слоем манки или песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы
.