Наталья Глушкова
Манкотерапия как инновационное средство работы педагога
▼ Скачать + Заказать документы
МАНКОТЕРАПИЯ
как инновационный метод работы педагога
Глушкова Наталья Викторовна
Слайд 2
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. А. Сухомлинского)
Публикация «Манкотерапия как инновационное средство работы педагога» размещена в разделах
Я работаю с детьми младшего возраста. Ведущий вид деятельности предметно – деятельностный. В поисках новых интересных форм работы с детьми, я обратилась к интернету, где и нашла такую нетрадиционную форму – МАНКОТЕРАПИЮ, которую и решила опробировать на практике.
Всем известно, что дети просто обожают играть с песком. Однако не все могут позволить это себе в холодную зиму. А до лета еще достаточно много времени. В данном случае можно предложить своему малышу довольно увлекательные игры с манкой. Работа с этим материалом расширяет среду возможностей, обеспечивает раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Впервые, манку можно рассмотреть не как продукт для повседневного использования в кулинарии, а как субстанцию, имеющую такие свойства как сыпучесть, шероховатость, способность заполнять пространство, перемещаться, принимать разную форму и цвет, быть фоном для рисунка и т. д. Все это роднит манку с песком, кроме возможности ее увлажнять. Манка удобна для работы в группе, когда необходимо небольшое количество материала. Крупа легко стряхивается и не оставляет следов на одежде.
Идея использования манной крупы появилась на основе песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс описанной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, которые во многом совпадают со свойствами песка. Работа с манкой активизирует творческие ресурсы личности, предотвращает социальное выгорание, развивает познавательный интерес участников.
Слайд 3. Манкотерапия — это средство, посредством которого данные цели можно достигнуть. Это вид современной арт-педагогики, включающий систему игр с манкой, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
Слайд 4 .В чем преимущества использования манки?
Манка экологически чистое, безопасное и практичное средство, что важно для малышей и их мам, так как детям свойственно все тянуть в рот.
Манкой играть можно круглый год, по сравнению с играми в песок, которые носят сезонный характер.
Игры с манкой развивают мелкую моторику: крупу можно брать в ручки, пересыпать из ладони в ладонь, водить рукой и пальчиком, рассыпать манку на подносе и на лист бумаги, что обожают совершать все ребятишки.
Во время рисования манкой у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными. Поэтому можно считать такое рисование с манной крупой способом лечения для снятия стресса и часто рекомендуется психологами.
Занятия с крупами влияют на тактильное восприятие малышей. Во время игр с манкой ребятишки используют ладонь, пальцы, тыльную сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. На таких занятиях развивается фантазия и воображение ребенка, память и координация его движений. Для таких занятий, не требуется ни специальных навыков, ни предметов для их проведения.
Дети старшего дошкольного возраста формируют характер, тренируют точность движений, укрепляют усидчивость и трудолюбие.
Слайд 5 Развивающей средой в играх с манкой будут выступать : пластиковые контейнеры, поднос, миски, ложки, сито, мелкие игрушки и т. п. Все это нужно поставить в доступном для ребенка месте.
Слайд 6 Манка по текстуре очень похожа на песок, на ней можно рисовать, мы с ребятами используем для рисования свои пальчики и трафареты. Получаются очень красивые рисунки. Для ребенка такие занятия окажутся весьма занятными и полезными. Слайд 7 Они способствуют развитию координации дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребенка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности.
Слайд 8 При игре с манкой можно выполнять такие упражнения: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения, создать отпечатки ладоней, кулачков, пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять
Все игры с использованием манки можно разделить на группы:
Слайд 9 Адаптационные игры: игры, помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила поведения и общения в группе. Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку».
Слайд 10 Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребёнок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас. Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».
Слайд 11 Познавательные игры, с помощью которых мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».
Логопедические игры, помогающие устранить дефекты звукопроизношения и несформированность речи.
Слайд 12 С помощью манки можно так же делать аппликации которые будут интересны и более старшим ребятам. Так же манку можно окрасить в разные цвета, но мы еще до этого с ребятами не дошли.
Слайд 13 Таким образом, использование манкотерапии в образовательной деятельности дошкольников является уникальным средством развития ребёнка. У детей быстрее формируется произвольное поведение, активно развивается воображение, инициативность, повышается интерес и любознательность; стабилизируется эмоциональное состояние. Играя с манкой, дети развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость. В этих играх можно развивать мотивацию речевого общения; формировать первичные произносительные умения и навыки; пополнять словарь; формировать связную речь; обучать чтению и письму. Опыт подтверждает правоту слов психолога Карла Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир. всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».