Татьяна Онуфриенко
Презентация «Мандала. Мандалотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных детей, детей из неблагополучных семей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Чтобы помочь детям преодолеть свои страхи, научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим, помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения, я использую метод раскрашивания и изготовления мандал! (одна из разновидностей арт-терапии)
Темочки:
(Слайд2) Слово «мандала» в переводе означает «круг», это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы. Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью.
Где можно встретить?
(Слайд 3) Существуют разные формы: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Они могут быть как произведениями искусства так и созданными в природе (снежинка, цветок, вид планет с космоса,человеческий глаз)
(Слайд 4) Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба
(Слайд 5) Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания.
Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах.
Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы (павлопоссадский платок, икона всевидящее око).
Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы.
(Слайд 6) Готовая мандала у буддистов существует некоторое время для молитвы, медитаций и созерцания, а потом разрушается теми, кто её создавал.
Буддисты говорят об этом так: "Сумей сотворить и отпустить".
Чем полезны мандалы для детей?
(Слайд 7) Мандалотерапия – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира.
(Слайд 8) Создание мандал сближает, убирает напряжение в отношениях, учит относиться друг к другу бережно, терпеливо, уважать личные границы и пространство друг друга. Кроме того, рассматривая, раскрашивая, придумывая или рисуя мандалу, мы наполняемся позитивом.
• Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление.
• Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца.
• Раскрывается творческий потенциал.
• Улучшается эмоциональное состояние, снимается напряжение. Ребенок узнает как справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством).
(Слайд 9) Мандалотерапия включает в себя : раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки
(Слайд10) Цель работы: Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка
(Слайд 12) С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Организационный момент (настрой на работу)
(Слайд 13) Как можно использовать мандалы –раскраски и готовые мандалы
I.Раскрашивание готовых мандал - раскрасок
1. Детям предлагают самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных педагогом, то, что ближе ему по настроению
2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания:
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- краски.
3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, а педагог осуществляет принцип невмешательства в работу детей.
4. Педагог не оценивает работы детей.
Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
5. Дети дают название своей выполненной работе.
6. Дети дают описание своей работе, могут рассказать о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.
• Необходимо использовать музыкальное сопровождение.
• Если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день, лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник, не обязательно будет верно для вторника.
Слайд 14 благодаря раскрашиванию происходит
-Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)
-Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения
-Воспитание терпеливости и аккуратности
-Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала
(Слайд 15) 2 Рисование и создание собственных мандал
Для рисования раздаются белые круги, выбираются необходимые материалы (краски,карандаши,мелки,фломастеры).Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия,соль,камушки,кристаллы.
При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
(Слайд 16) дети создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения; развитие креативности.
(Слайд 17) При работе с песком, солью идет развитие тактильной чувствительности, воображения
При создании мандалы «Хорошее и плохое» происходит знакомство ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого
Исследование и осознание собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей. Можно предложить изобразить гнев, злость, радость
(Слайд 18) Мандала - волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась (наклей) его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась (наклей) их. Снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.
(Слайд 19) На занятиях практикуется работа по созданию мандалы в парах и группах. Для этого нужно выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Можно создавать одну мандалу из индивидуальных кусочков-секторов. Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие фантазии, воображения.
(Слайд 20) Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Чем их больше, тем лучше, т. к. это дает большую свободу высвобождения внутренних импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе. Так же можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева, пуговицы
(Слайд 21).Cоздание обственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки
(Слайд 22,23)Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. При работе с пуговицами детям предлагается ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру. Так же дети выкладывают мандалы : из шишек, камешков, ракушек, листьев, различных круп (пшено, фасоль, горох, манка, рис, мозайки. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.
Слайд 24 Как я говорила мандалатерапия не имеет ограничений в возрасте. В группе был проведен мастер-класс совместно родители и дети по созданию игрушек на елку из макаронных изделий в технике мандал
Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Работа с мандалой приносит детям радость, развивает внимательность, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развитию воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней, снизить детскую тревожность.
Я использую мандалотерапию в работе с детьми моей группы, дети с удовольствием раскрашивают раскраски мандалы, создают свои мандалы из круп, мозайки, песка, пуговиц, природного материалы. Дети стали более спокойными и уверенными, внимательными и чуткими друг к другу.